Опубликовано по просьбе друзей в авторской редакции
«… И РУССКИЙ ПОЧЕРК НА ЗЕМЛЕ…»
Самарскому областному клиническому, кардиологическому диспансеру присвоено имя Виктора Петровича Полякова.
И это все о нем, таком скромном человеке, при жизни спасавшем от сердечной недостаточности тысячи пациентов, как хирург. И после смерти своей продолжающем спасать нас от сердечной недостаточности своими стихами. Он автор и соавтор четырехсот научных работ, пяти монографий и десяти учебников. Президент Ассоциации кардиохирургов Поволжья. Член правления Всероссийского научного общества сердечно-сосудистых хирургов и Европейской Ассоциации хирургов, поднявший специализированную медицинскую помощь населению на высокий современный уровень.
Хирург, сделавший Самарский кардиоцентр одним из лучших в России. Это он награжден орденом Дружбы, имеет звание заслуженный врач РФ. Он – обладатель Первой национальной премии «Призвание», присуждаемым лучшим врачам России. Награжден премией имени академика А.Н. Бакулева. Он – почетный профессор Самарского государственного медицинского университета. Обладатель золотой медали Чижевского АМТН РФ, медали «Лучший врач России». Его имя внесено в энциклопедии: «Лучшие люди России» и «Современники России».
Это его неоднократно звали в Москву, в знаменитую «кремлевскую» больницу. И это он также неоднократно отказался, потому что считал, что его место в Куйбышеве (Самаре). Он своей жизнью доказал, что выдающихся результатов в работе и всемирной известности можно добиться не только в столице и за рубежом. Ведь это нему ехали коллеги за советом, опытом, помощью со всех концов света.
Это он впервые в мире в 1971 году провел при тяжелом приступе мерцательной аритмии роды, использовав парную стимуляцию сердца. А в 1973 году успешно имплантировал 63-летнему больному с синдромом Паркинсона для подавления приступов радиочастотный стимулятор парных импульсов, созданный в Куйбышеве (Самаре). Благодаря ему хирургия аритмий на долгие годы стала основным научным направлением Самарского кардиоцентра.
Это именно им в 1980 году была выполнена первая в стране уникальная операция на сердце «Лабиринт», за которую он был удостоен звания Лауреата национальной премии «Призвание» за большой вклад в развитие сердечно-сосудистой хирургии. Операционное устранение аритмии под названием «лабиринт» сегодня могут делать только в Самаре да ещё в знаменитом Бакулевском центре в Москве. А он изучил методику этих операций еще в середине 90 –х годов в США,у выдающегося американского врача Джеймса Какса. Джеймс первым узнал, что врач из российской глубинки нашёл несколько способов усовершенствовать его безупречный, но суперсложный для исполнителя »Лабиринт», и был поражён талантом этого русского врача.
Он стал первым и единственным врачом-кардиологом в стране, который сумел во время одной операций по устранению кардиопатии провести сразу четыре, по сути, самостоятельные операции, каждая из которых даже в отдельности требует от врача высочайшего профессионализма, а уж вместе взятые, да еще одновременно…
Это он, которого все считали неким чудодеем, как-то в одном из интервью с грустью признался: «Хирургия – суровая реальность. Операцию на сердце ни с чем не сравнишь, тем более на детском. Каждая операция, на каком бы высоком уровне она ни проводилась, всегда – риск. При удачном исходе душа ликует: какой большой успех! Но сегодня вдруг на столе остается бездыханное тельце. А ведь столько стараний, столько сил отдано, чтобы малыш жил. И хотя позади у хирурга множество вылеченных детей, он помнит лишь о потере. Помнит, перебирая предполагаемые варианты своей вины. Вины, которой не было. Потому что был только врожденный порок сердца, осложненный комплексом отклонений, который оказался не подвластным ни таланту, ни желанию использовать шанс. И чтобы облегчить душу от смятения, выплескиваешь его в стихи…». И это он написал прекрасные по своей лирической исповедальности и гражданской честности стихи, по которым был принят в Союз писателей России.
Теперь его именем называется Самарский кардиоцентр, где он работал многие десятилетия, подняв работу центра на высочайший уровень.
Имя этого человека – Виктор Петрович Поляков. Врач и поэт от Бога. Хирург с потрясающе гениальной интуицией, сделавший свыше пяти тысяч сложных операций. Про Виктора Полякова говорили, что он не оставляет рубцов на сердце, словно его руками движет сам Господь. Но даже гениальному хирургу не все подвластно в этом мире. Не потому ли Виктор Петрович написал вот эти обжигающие сердце стихи:
«Хирурга жизнь – совсем не мед. //Ведь час распятия грядет. //И – словно смерклось на земле //Остался мальчик на столе… //Я отдал все. Я изнемог. //Но уберечь его не смог. //И вот бреду, не видя дня. //За что – его? За что – меня? //Кто это сделал – дьявол, Бог? //Зачем мне скальпель в руки лег?! //Мне свет не мил. Мне мерзко жить. //Мне не с кем горе разделить. //Ни сил, ни слов, ни мнений нет. //Но я иду держать ответ… //Иду туда, судьбу кляня, //Где ждут родители меня. //Стекло. За ним они стоят. //Я открываю двери в Ад».
Это написал человек, подаривший вторую жизнь тысячам обречённых пациентов. Когда у Виктора Петровича проходила одна из презентаций его книг, лишь некоторые из этих людей пришли в Самарский Дом актера, и зал оказался переполнен. Люди стояли в проходах, слушая стихи, плакали. Ведущие вечера пытались объяснить, что не могут всех желающих пустить к микрофону, но народ рвался сказать слова, которые рвались из сердца, исцеленного Поляковым… Выходили на сцену, кланялись Полякову и говорили ему: «Спасибо за подаренную жизнь!»
Виктор Петрович остался в памяти современников очень многогранной творческой личностью. Но при всей своей многогранности он был очень цельным человеком, всю жизнь любившим единственную женщину – свою жену, друга, коллегу – Александру Спиридоновну Полякову, с которой они воспитали двух прекрасных сыновей – Павла и Алексея тоже выбравших своей профессией медицину… Переживая горечь утраты, он посвятил скоропостижно погибшей жене сборник «Любовь моя – печаль моя»:
«Ты родиться могла на свете //Лишь в стране золотых берез, //Я подобной тебе не встретил, //Сам дожив до седых волос! //Полюбил тебя очень рано: //Ты собой излучала свет, //Оставаясь такой без изъяна – //Много-много счастливых лет!..»
16 сентября 2016 года в 79 лет жизни после тяжелой болезни профессор Виктор Петрович Поляков ушел из жизни, оставив после себя богатое научное и литературное наследие. Вскоре на здании кардиоцентра, где он работал, появилась памятная доска его имени. Теперь Самарский кардиоцентр будет носить имя Виктора Полякова.
А как же, спросите вы, я познакомился с Виктором Петровичем, с которым мы дружили многие годы… Пациентом его я не был. А вот поклонником его творчества стал. Однажды кто – то из друзей – писателей подарил мне одну из поэтических книг Виктора Петровича «Выбор». Я не знал, кто автор, чем занимается. Но мне сразу легли на душу стихи. Такие честные и душевные стихи мог написать только настоящий русский поэт. И я написал о понравившихся стихах и включил эссе о творчестве Полякова в одну из своих книг эссеистики, которую потом передал Виктору Петровичу. И получил от него такое доверительное сердечное письмо, что наша встреча стала просто неизбежной… И также неизбежно переросла в долгую дружбу. Вот оно: « Здравствуйте , уважаемый Эдуард Константинович! Неожиданно получил от Вас прекрасную книгу, написанную мастерски. Много граней в ней привлекают, но самое дорогое – Патриотизм с большой буквы, большая любовь к своему краю и людям, его населяющим. Как плохо, что такие издания мало тиражируются и еще меньше пропагандируются. Я открыл для себя новые имена и буду следить за их успехами. С вами же решил обязательно встретится как только смогу. Желаю вам здоровья и творческих успехов. Обнимаю ваш Поляков».
Настоящая поэзия не имеет срока давности. Скорее наоборот – она сама властвует над временем. Поляков и в поэтическом творчестве всегда был честен, и лиризм его стихотворений идёт, в непоследнюю очередь, от его врачебного нежелания выдавать утешительную ложь за истину. И, если ложь часто скрывается под округлостями и витиеватостями, то правда, как правило, угловата и неудобна:
«Мы любим говорить округло, //Пространно и витиевато, //Тем самым пряча друг от друга //Ту суть, что слишком угловата. //Вот почему я не оратор //И демагогам век не верю: //Насколько правда угловата, //Настолько место ей за дверью…».
Всегда считал и считаю поэта и врача Виктора Полякова – целителем людей от сердечной недостаточности. А лучшее средство от сердечной недостаточности – это желание дарить своё сердце людям. Выдающийся врач и самобытный русский поэт, у него своё неповторимое мировидение, своя система ценностей и своя боль за русскую державу. Сколько читаю поляковские книги, столько не устаю удивляться человеческой крепости, с которой Виктор Петрович не нёс нелёгкий крест врача, но щедро – по – русски, по – волжски! – распахивал перед людьми своё сердце:
«Стоял апрель с его капелью, //Тая грядущее во мгле, //Когда с неведомою целью //Я появился на земле. //И в городишке захолустном, //Но не подверженном хуле, //Я обретал характер русский //И русский почерк на земле…»
В январе 2015 года в день Крещение Господне Виктору Петровичу Полякову в актовом зале Союза писателей России на Комсомольском проспекте 13 была вручена очень престижная Всероссийская литературная премия « «Имперская культура» в области поэзии.
И уже когда сели в поезд Москва-Самара , долго рассматривали и диплом и медаль лауреата.
- Я этому не могу поверить, - произнес Виктор Петрович. Неужели мои стихи достойны этого? Затем помолчал и добавил : «Я, наверное, мог бы стать профессиональным литератором, если бы мои стихи когда был молод, напечатали. Их хвалили, но никто не печатал. Первое стихотворение было опубликовано тогда, когда поэты часто уже добиваются известности, в 37 лет…»
Уроженец города Сорочинска Оренбургской области, Виктор Петрович всю жизнь учился и жил в Самаре. Однако никогда не забывал, где его корни. И как только появлялась возможность, он приезжал на родину. В одну из таких поездок он пригласил меня.
Творческая встреча с земляками, жителями оренбургского города Сорочинск, прошла при полном аншлаге! Сорочинск – город с глубокими литературными традициями. Здесь когда-то проезжал Пушкин в Оренбург, также Сорочинск связан с именем писателя Фадеева, которому стоит памятник в городе. Во время той нашей поездки я понял, откуда у Виктора Петровича эта неискоренимая любовь к литературе, от традиций его малой родины. С какой радостью я наблюдал, как после творческого вечера к Полякову выстроилась очередь земляков-сорочинцев за поэтическими автографами. И вторая очередь – за советами и консультациями, как к врачу. Виктор Петрович каждого внимательно выслушивал, спокойно всё объяснял, находил нужные слова, чтобы подбодрить.
Он и после своей смерти лечит нас от сердечной недостаточности, подбадривает и не дает впасть в отчаяние… Пишу о нем, а у самого в глазах картина – Виктор Петрович стоит под раскидистой вишней в моем палисаднике, в свой самый первый приезд ко мне в гости в село Майское, где он потом будет бывать часто. Он будет рыбачить, а потом мы будем пить чай и неспешно говорить про литературу и особенно про Россию, о которой всегда болело сердце Виктор Полякова.
Эдуард Анашкин,
член Союза писателей России
К записи "По просьбе друзей. Эдуард Анашкин о Викторе Полякове" пока нет комментариев