«МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ»  В БОБРОВОМ ПЕРЕУЛКЕ

В чём обаяние Маленького принца? И в чём прелесть повести «Маленький принц»?..

Наверное, теоретики от литературы могут это объяснить. Более того, наверное, уже объяснили, написали много умных томов и защитили по данной теме сколько-то диссертаций.

Только никакая диссертация не может объяснить талант. Хотя бы уже потому, что никто не может толком объяснить, что это такое. Формулировка в энциклопедиях есть, а простого понятного объяснения – нет!

В сериале «Метод Фрейда» демагогствующая писательница разъясняет: мол, весь писательский талант состоит в том, чтобы написать текст в соответствии с некой ритмикой, которая воздействует на мозг вне зависимости от собственно содержания – и успех обеспечен. Ой, лукавит хитрая – впрочем, она там и по сюжету такая же неискренняя. Если бы было так просто!.. Запустил вычислительную машинку, она выстроила соответствующую синусоиду – и знай себе кропай шедевры! В некой фантастической книжке  в детстве я читал о такой машинке для написания книг – словомельница называлась. Что ж, возможно, слова и ритмика в той механически написанной книжке и соответствуют заданному алгоритму – но души в ней всё равно не будет.

А у повести «Маленький принц» душа есть. Прекрасная большая и добрая душа. Потому книжка известна и любима во всём мире.

http://starodymov.ru/?p=6442

О чём эта сказка? О самых простых и очевидных вещах. Просто мы к ним привыкли – к тому, что есть короли, что кто-то зажигает звёзды, что поезд нас куда-то зачем-то везёт, что у розы есть шипы, что всенепременно требуется отвернуть вот этот заевший болт… Для нас это обыденность, не подлежащая осмыслению.

И вдруг появляется некто и спрашивает: а зачем?.. И мы оказываемся в тупике. Потому что труднее всего объяснить обыденность, привычное, очевидное!

Помню, был маленьким, любил смотреть за тем, как снуют мураши, как что-то тащат, и все такие озабоченные… Подолгу наблюдал!.. Когда ехал в поезде, смотрел в окно, наблюдал за парадоксом, что дальний план движется иначе, чем ближний, как сходятся-разбегаются рельсы…

Сейчас я за всем этим не наблюдаю. Я больше не задаюсь теми вопросами, которые интересовали меня тогда, в детстве!  Меня не цепляет то, что цепляло раньше. Процесс взросления – это постепенное утрачивание способности удивляться обыденным вещам!

А вот Экзюпери попытался задать взрослым те самые детские вопросы, которые нас некогда интересовали, и попытался ответить на эти простые вопросы столь же простым языком.  Нет, не ответить – порассуждать. Но языком всё же простым и доступным.

Антуан де Сент-Экзюпери вообще писатель, который в каждом своём произведении рассуждает о вселенских вопросах ясно и доступно. Я уже писал о том, какое впечатление произвело на меня чтение его книги «Цитадель».

http://starodymov.ru/?p=14775

…Итак, «Маленький принц».

Организаторы Наталья Нехайчик (слева и Наталья Колчанова)

Я уже неоднократно рассказывал о библиотеке-читальне им. Ивана Тургенева, что в Бобровом переулке Москвы, а также о действующем при ней франко-немецком зале, которым руководит Наталья Нехайчик. Здесь регулярно проводят различные мероприятия, имеющие целью популяризировать идею изучения  иностранных языков.

http://starodymov.ru/?p=20402

В частности, в марте традиционно проводится мероприятие, посвящённое Дню франкофонии – Международному дню французского языка. В этот раз к празднику приурочили чтение повести Антуана де Сент-Экзюпери, на языке,разумеется, оригинала.

Непосредственно подготовкой мероприятия занималась сотрудница зала Наталья Колчанова. Она подобрала прекрасный видеоряд – на экране появлялись фотографии самого Сент-Экзюпери, его рисунки-иллюстрации к книге, подобрала музыку, которая звучала фоном…

К микрофону один за другим выходили чтецы – как правило, парами. Тот (та), кто в данный момент представлял Маленького принца, надевал на шею длинный золотистый шарфик, почти такой, как на рисунках в книжке. Чтица, изображавшая Лиса, повязала на шею рыжую косынку; когда озвучивалась главка о баобабах, чтица вышла с веточкой дерева; король надел корону; рядом с Географом оказался глобус… Но эти детали, без сомнения, оживляли действие, однако не являлись определяющими.

Главное тут – совсем иное!

На занятия к Наталье Евгеньевне ходят очень разные люди. Причём, слово «разные» нужно понимать буквально – они и в самом деле очень разные, по всем показателям: по возрасту, по образованию, по взглядам… Их всех объединяет только одно: стремление к изучению французского языка, и на основании этого интереса – потребность в общении с себе подобными. У всех – разный уровень владения языком. У некоторых он вовсе уж низенький – это видно даже мне, человеку, знающему французский хуже любого из присутствовавших.

И вот эти ученики – читают в подлиннике самую известную французскую книжку! Это ли не шаг к внутреннему самоутверждению! Ещё год назад никто (ладно: почти никто) из этих людей и в мыслях не имел, что сможет читать в подлиннике повесть о приключениях в мире людей звёздного мальчишки – а сегодня он не  просто читает, а читает перед публикой! Пусть публикой, состоящей из своих же товарищей по кружку – так ведь это только первый шаг!

Изучение чего угодно, и иностранного языка в том числе, и состоит из постепенных шагов – каждый из них незаметен, даже может выглядеть несерьёзным, наивным, смешным, вызывающим пренебрежительную ухмылку… Всё так. Но человек идущий всегда вызывает большее уважение, чем тот, кто стоит в сторонке и жёлчно ухмыляется.

Путь познания – это путь побед. Маленьких и больших, феерических и незаметных – но побед.

Учитель в школе старается впихнуть в учеников утверждённый вышестоящими инстанциями комплект знаний. Наставник на курсах или в кружке только помогает своим воспитанникам в самостоятельном путешествии по терновым тропам постижения незнаемого. Наверное, как-то слишком патетично получилось, но по сути-то верно! Наталья Евгеньевна подготовила мероприятия, включила компьютер… А дальше начиналась свободная воля каждого: её подопечные выходили, преодолевая свою робость, неуверенность в своём знании, осознание, что кто-то владеет языком лучше.

Вот в этом, наверное, главная задача педагога в подобных учебных структурах – помочь человеку суметь преодолеть свои комплексы!

Не сомневаюсь, что кто-то из читающих фыркнет: подумаешь, мол, собрались-де, почитали сами себе книжку – и разошлись. А смысл-то?!.  Кому это надо?..

Ответ банален: да самим же обучаемым и нужно! Никому и ничему больше!

Зачем человек ходит на курсы или в кружок?.. Чтобы изучать язык, а также всё, что его окружает: народ, который использует данный язык в  повседневной жизни, культуру, которой этот народ живёт, ну и литературу, соответственно.  Для процесса познания наука педагогика предусматривает множество самых разных методов и приёмов. Изучение и громкое чтение одного из самых ярких произведений этой литературы – ну кто осмелится сказать, что это плохо?..

Вполне понятно, что критики есть везде и всегда. Вполне понятно, что кто-то счёл, что чтение можно было бы провести иначе. Наверное, что и можно было бы, нет в том сомнения.

Дело в другом. Кто-то придумывает и проводит, а кто-то сидит и бурчит. В этом – разница!

…Я внимательно следил за тем, как ведут себя у микрофона выступавшие. Все – по-разному. Только одно их объединяло – здесь не было равнодушных!

Равнодушных можно было увидеть среди зрителей – равнодушно-брюзгливых, с презрительно оттопыренной губой!

Впрочем, такие имеются везде и всегда.

Да и ну их, в самом деле! Пусть изъедают себя изнутри жёлчью неспособности к самореализации! Те, кто выступал – интереснее!

Кого-то из чтецов я уже знаю. Кого-то нет. Потому не стану называть никого, как бы мне этого ни хотелось!

Но как не поделиться!.. Некоторые из выступавших читали буквально по слогам, да и произношение… Но читали! Зато по другим было видно, насколько достойно они уже овладели языком – и понятно, что на занятия они ходят только для того, чтобы поддерживать себя в форме. И этот контраст, на мой взгляд, как раз имел огромное педагогическое значение: показывал тем, кто послабее, к чему нужно стремиться. А как играла девушка в роли Розы – именно играла капризную красавицу, а не просто читала текст!..

Впрочем, играла образ не она одна – среди выступавших таких оказалось несколько человек. И это, по-моему, тоже здорово!

…Повесть «Маленький принц» – это своеобразная галерея типовых образов человечества. Даже Роза, даже Лис, даже безвестная крыса с планеты Короля – все они олицетворяют собой некие человеческие образы. И эта череда образов проходила перед зрителями. Более того, в каждом из нас есть по кусочку натуры каждого из этих персонажей! Не так разве?..

Помните добросовестного Фонарщика?.. Он постоянно зажигал фонарь, чтобы для кого-то далёкого и ему неведомого в небе зажглась звёздочка. Так вот, данное мероприятие (уж прости за казённость слова) что-то имеет общее с трудом Фонарщика. Наверное, в результате его в чьих-то душах занялись огоньки – у кого-то большей уверенности в себя, кто-то открыл для себя что-то новое благодаря златокудрому мальчугану из волшебной сказки, кто-то стал добрее, кто-то мудрее… Я не знаю, что ещё предположить. Но не сомневаюсь, что такое мероприятие для собравшихся не могло пройти бесследно.

И если кто-то его не оценил, в том повинен сам фонарь, его отсыревшая душа, но никак не пытавшийся его разжечь Фонарщик.

Я ещё много чего хотел бы написать. О мудрости Лиса, о ревнивой Розе,  о наивном и немного эгоистичном в своей наивности звёздном мальчике, о прагматичном и очень человечном Пилоте…

Но хватит уж!..

Одно только в завершение.

Библиотека-читальня им. Ивана Тургенева организовала вот эти занятия по изучению французского языка. Организация эта казённая, соответственно, делает это не из альтруистических побуждений, а потому, что обязана их проводить.

Но вот о чём я думаю. Любое дело можно проводить казённо – и с душой. Те же занятия можно просто проводить просто и бесхитростно, по-школярски. А можно – с душой и с выдумкой, так, чтобы запоминались не только правила грамматики, но и праздничное действо, сопровождающее процесс познания. Второй путь – труднее, требует больших усилий и нервных затрат; да и шишек на нём набить легче.

И право, здорово, что в «Тургеневке» есть люди, которые избрали именно второй путь.