ФРАЗЫ И МЫСЛИ ИЗ РОМАНА «КРИВОУСТОВЫ»

(Подборка-9)

Каждый из нас, сколь бы ни считал себя пессимистом и реалистом, надеется на чудо. И твёрдая уверенность сознания, что в жизни чудес не случается, не в силах убедить в обратном нашу душу – в самой глубине её мы ожидаем, что вот проснёмся поутру, а наши проблемы вдруг рассосались, рассеялись, развеялись, улетучились…

***

Повторю в бессчётный раз: если государь в трудную минуту остаётся в одиночестве, повинен в том только он сам, и никто другой! В любой среде, в том числе и среди царедворцев, обязательно имеются люди, на которых можно опереться, люди чести и верности слову. Если правитель не сумел их найти, выделить, не сумел сделать из них опору для себя, если отторг, удалив за окоём круга избранных, – грош тебе цена, баловень судьбы, вне зависимости от того, каким образом вознёсся ты наверх: будь ты хоть трижды помазанником, будь ты всенародно избранным, будь ты усаженным в правящее кресло узким кругом ограниченных людей.

Залог успеха любого правителя – правильная кадровая политика. Уметь найти подходящих людей, расставить их на правильные места, заинтересовать в результатах их труда, а потом не давать им на этих местах зажировать. Справился с этой задачей – «царствуй, лёжа на боку!», не справился – неизбежно придёшь к пониманию, что «вокруг измена и предательство». Как это просто выглядит; и насколько это невероятно трудно осуществить!

***

Разумеется, в жизни и смерти своей человек не волен – момент кончины его определяет Господь, Книга судеб, или просто Природа, кто уж во что верует. (О грехе самоубийства сейчас речь не ведём). А вот с каким грузом на душе подошёл человек к Порогу, тут уж от него самого зависит куда больше! Причём, на правителе ответственность лежит куда большая, чем на простом смертном! Если нет у правителя преемника – грош цена такому правителю! Ему держать за то ответ перед Высшим Судьёй по самой строгой шкале. На тех самых ветхозаветных скрижалях для правителей обязательно имеется такой пункт ответственности за то, как содержал свою державу и в надёжные ли руки её передал. Что, нигде нет упоминания о таком пункте?.. Однако это отнюдь не значит, что его нет и в самом деле!

***

Чтобы рассуждать о том, какое следовало принять решение, нужно пребывать внутри ситуации в конкретном времени и обладать объёмом познаний, известных человеку, о судьбе и помыслах которого идёт речь.

***

В истории не найти абсолютных параллелей, даже самые схожие, казалось бы, ситуации проистекают в разных исторических ситуациях.

***

Жизнь – штука сложная. Она несопоставимо многообразнее тех  представлений, которые сложились в голове (в душе) каждого из нас. Мы ДУМАЕМ, что она, окружающая нас действительность, именно такая, как представляется нам. Но ведь каждый из превеликого множества человечества ДУМАЕТ, что она именно такая, какой представляется ему персонально. И ведёт себя каждый исходя именно из личных представлений об окружающей действительности. Право же, в воззрениях экзистенциалистов имеется рациональное зерно!

***

Новый фаворит всегда жаждет оттеснить своего предшественника как можно надёжнее.

***

Прямота, конечно, дело хорошее, но всё же границы какие-то у неё должны иметься.

***

Справедливость должна жить на белом свете, потому что иначе всё бессмысленно…

***

Убедить себя в том, чего самому же очень хочется, как правило, не так уж трудно.

***

Весь шум, производимый  готовившимся к смертоубийству многотысячным войском, служил словно всего лишь фоном для этой тишины, что вползала… Нет, не в уши – в самоё душу!

Её, тишину эту, совсем скоро расколют орудийные залпы, частый треск самопалов, звон сталкивающегося металла, хруст дробящихся доспехов и костей, крики ярости и боли…

И в результате для кого-то из этого великого множества людей тишина станет вдруг совсем другой – вечной и непроницаемой.

Только каждому из тысяч и тысяч ратников, что сейчас в очередной раз проверяют свои орудия убийства, хочется верить, что капризница-фортуна окажется лично для него милостивой, что его рука окажется вернее, чем рука супротивника, что пуля или стрела, выпущенная врагом, пролетит мимо, что его доспех выдержит удар вражеского металла, не допустит чужую сталь до его столь ранимой плоти…

Оно случается, конечно, что кто-то в битве ищет погибели – жизнь всякие сюрпризы подносит, иному, может статься, белый свет не мил, а руки на себя наложить божья заповедь не позволяет… Однако таковых людей настолько мало, что их и в расчёт брать не стоит. За правило же следует принимать иное. Каждый ратник в ожидании первого выстрела битвы молит своих богов и святых заступников, чтобы уцелеть, чтобы не коснулся его металл – ядро, пуля, клинок, наконечник стрелы или копья.

Только не бывает сражений без жертв. И каждый знает, что в предстоящем сражении кто-то непременно окажется среди убитых или, ещё хуже, покалеченных. И он лично, кто изготовился к схватке, от таковой судьбы тоже не застрахован. А как же хочется иметь такую гарантированную от вражеского металла эгиду!..

Вот и молит каждый ратник богов, чтобы металл сразил кого-то другого, но никак не его лично!

***

В бою всегда страшно – в любом бою, в любые времена.

***

Да, в бою страшно, это так. Но только поинтересуйтесь у любого человека, побывавшего в сражении, и он подтвердит: в последние мгновения перед битвой, когда команда «Вперёд!» ещё не прозвучала, а последние приготовления уже завершены, ещё страшнее. Когда начнётся сам бой, все эти мысли уйдут, улетучатся, растворятся в ярости, в стремлении убить… Тогда другие эмоции вспениваются в душе.

***

Человек легко верит в то, во что хочется верить.

***

Человека в бою свалить он мог не задумываясь, а вот лошадку… Чем виновна эта тварь бессловесная, что вынуждена человеку подчиняться, или за него же страдать…

***

Так уж человек устроен, что, задним числом рассказывая о своих удачах, мы вроде как приписываем себе прозорливость; на деле же просто по наитию попадаем в нужное русло.

***

Оно известно: свинец кого угодно утихомирит.

***

Одно дело – думать о чём-то самому, волей или неволей скрадывая опасность, изобретая варианты избавления от напастей, один фантастичнее другого. И совсем иное услышать о своём безнадёжном положении от человека, которому веришь, о котором знаешь, что он тебе только добра желает.