ДОЖИВАТЬ ХОЧЕТСЯ ДОМА

Собирался заняться описанием очередного этапа нашего путешествия, однако споткнулся о запись, на которой очень хочется остановиться. Причём, в этой записи, думаю, вопросительных знаков окажется больше каких иных.

Ночь с 8 на 9 сентября мы провели в доме, где доживают свои дни старики, которым негде больше жить.

Тут дело вот в чём. Мы путешествовали по городам и весям края, и останавливались в самых дешёвых ночлежках. Потому что денег на проведение фестиваля в целом и нашего «писательского десанта» было выделено самое минимально необходимое  количество. Причём, я не уточняю, из каких закромов эта минимально допустимая сумма появилась.

Подчеркну, подчеркну и подчеркну – тройной жирной! Я глубоко признателен организаторам всего этого мероприятия. И у меня нет к ним ни малейших, ни единой претензии! Они-то, непосредственные организаторы, сделали всё, абсолютно всё, чтобы этот «десант» состоялся!

И не их вина, что им приходилось экономить на каждом шагу.

Опять же, я уже писал, что за мою долгую жизнь, и особенно службу, мне доводилось ночевать в условиях куда худших, чем те, которые обеспечили нам организаторы. И в конце концов, не это главное, в самом деле, в каких условиях ночевать. Я речь веду совершенно о другом.

Нынче принято ругать советские времена за всё. В том числе и за нынешнее плачевное состояние нашей экономики – четверть века уже ругаем, сваливая все нынешние недоимки на Страну Советов.

Но вот ведь в чём закавыка! В былые времена культурные мероприятия, подобные описываемому, проводились куда масштабнее, и полностью за бюджетный счёт, и средств на них хватало. Напомню, фестиваль «Забайкальская осень» поначалу был куда более масштабным, чем сейчас, когда держится только на активности отдельных энтузиастов.

А теперь?.. Нас повсеместно встречали очень радушно. Но вот кормили в библиотеках домашними харчами, которые девчата приготовили сами и принесли из своих личных запасов. Низкий поклон вам всем, гостеприимные работники библиотек! Я ведь знаю, что это – далеко не самая высокооплачиваемая категория наших сограждан! А вот получается, что нищие местные бюджеты обязали их принять нас как подобает – и мы, по сути, выступали в качестве незваных гостей.

Меня лично это чувство – осознание, что я попросту объедаю хозяев – не покидало во время каждой трапезы в библиотеках.

Хотя начинал этот раздел своих записок в связи с другим фактом.

Итак, мы останавливались где подешевле. В Петровске-Забайкальском это был социальный дом для престарелых.

Мне в подобных домах бывать доводилось и раньше. Я как-то рассказывал о том, что мой родственник, Станислав Карпович Федоровский, организовал Дом ветеранов «Добрые сердца» в украинском селе Старченково.

http://starodymov.ru/?p=6178

И вот не оставляет меня в покое сама по себе эта тема.

Привожу запись, которую я сделал рано утром 9 сентября, когда сидел в полутёмном коридоре третьего этажа этого корпуса – больше попросту не нашёл, где можно посидеть с блокнотом.

«Не дай бог жить в таких условиях! Не дай бог жизнь доживать в таком заведении! За какие грехи человека можно так наказывать?.. Не сомневаюсь, что есть в стране богадельни с куда худшими условиями проживания стариков, чем здесь. Но ведь и это не сахар!

Секция из двух комнат по три человека. В комнате нет даже столика, нет возможности хоть чем-то заниматься в комнате (книга, настольная игра…). Вода в кране только холодная. Телевизор в фойе.

Чем тут заниматься?.. В коридоре – свёрнутый стол для тенниса, конструкция для армрестлинга – в самый раз для стариков!

Ладно, я тут только на ночь, ничего не знаю… Может, досуг тут организован как следует, а я не смог оценить его…».

Это – записи, сделанные там. А вот мысли уже последующие.

Рассказывают, что за границей практика отдавать родителей в Дома престарелых – обычная практика. Другое дело, что сами по себе дома там совершенно иные! Впрочем, дядя Стасик мне рассказывал, что неподалёку от Старченково действовал (сейчас, когда на Юго-востоке Украины идёт война, не знаю существует ли и нынче) аналогичный дом для богатых. Чтобы поместить и содержать там родителей, состоятельные люди платили ежемесячно сумму, сопоставимую с той, что выделалась государством и местным бюджетом на содержание всего комплекса «Добрые сердца».

Но вернёмся к нашим делам. У нас, в России, средств не хватает ни на что.

Человек, проживший жизнь, проработавший весь свой век, вынужден в конце концов прозябать в таких вот условиях?.. Повторюсь: условия для проживания ветеранов в Петровске вполне и вполне удовлетворительные. Только ведь мало этого для старческого счастья!

Скажем, есть тут дежурный медик. А вот кнопки его вызова я в нашем номере не нашёл. Или это только в нашем её не оказалось?..

Вот не могу я объяснить, чем человеку лучше дома, с родными, чем в таких домах, с ровесниками. На мой взгляд, это настолько очевидно!..

В семье человек живёт – в хосписе доживает. Разница!

Конечно, можно сказать, что человек сам виноват: мол, жизнь прожил так, что на старости лет никому стал не нужен. И тут можно согласиться, и тут есть резон… А ещё говорят, что если человек всю жизнь был эгоистом, и жил только для себя, то нечего и плакаться на одинокую старость… Наверное, и таких людей хватает…

Всё правильно.

Дядя Стасик рассказывал о том, что такое вот бездельное прозябание, в котором проживают старики, расхолаживает их. Даже урожай яблок или арбузов собрать не желают – хотя уж это-то вовсе для себя же. То же я услышал и в Петровске – там у них огородик есть, и на прополку и окучивание картошки мобилизовать удаётся мало кого. «Нам положено!..».

В этом тоже видится подтверждение мысли, что попадают сюда в основном люди, о которых некому в жизни за забором позаботиться – либо не родил никого, либо отказались от него…

И где тут правда, где истина?..

Я не знаю.

Казалось бы: живут тут на всём готовом, о стариках заботятся, кормят-поят-одевают… И что ещё нужно? Живи – и радуйся!

А вот не хотел бы я так жить!

Так что же, правильнее гирей висеть на шее своих детей-внуков?.. (Вспомним бессмертное пушкинское «…вздыхать и думать про себя: когда же чёрт возьмёт тебя»).

…Произошёл как-то у меня такой показательный случай.  В 2012 году был опубликован мой материал «Зачем приходил Наполеон?», в котором стояло несколько вопросов о его авантюрном нападении  на Россию. Вопросы стояли, а ответа я не знаю и по сей день.

http://starodymov.ru/?p=3841

Спустя несколько дней после публикации я встретил одного руководителя, который выговорил мне, что по закону публицистики, если задаёшь вопрос, должен на него ответить, а не смог ответить – это показатель непрофессионализма.

Я считаю иначе, но пусть даже и так.

В данном материале я также задал ряд вопросов, Однако тоже не знаю на них ответов.

Так что данная публикация – это просто размышления по поводу того, почему человек встречает старость в Доме престарелых. И правильно ли это? И почему всё же хочется оставаться дома, а не жить на всём готовом в таком вот социальном геронтологическом учреждении.

Да, а вот ещё одна мысль… Человек, особенно в старости, нуждается не только в том, чтобы заботились о нём, но и в том, чтобы заботиться и самому о ком-то, чтобы быть кому-то полезным. Может, в этом дело?..