Подмосковье, город Талдом

Культурная программа для авторов сборника «Строки мужества и боли…»

А ещё писатели, приехавшие в Москву из Донбасса, посетили подмосковный город Талдом. Почему именно его?.. Точно не могу сказать. Могу только предположить, основываясь на косвенных фактах.

Дело в том, что в числе организаторов поездки была Лариса Баранова-Гонченко, писательница, статс-секретарь Союза писателей России. И она же является советником Председателя КПРФ Геннадия Зюганова. А глава Администрации Талдома, Юрий Журкин, также является членом этой партии.

Так это или нет, в конце концов, не столь важно. Главное, что встреча писателей и читателей состоялась.

В Талдоме нас встречали заместитель главы администрации города Алексей Стребков, начальник сектора работы с населением администрации Ольга Климачёва, сотрудница администрации Наталья Дорохина. Причём, именно Наталья Юрьевна сопровождала нас в течение всего дня.

Первым делом нас покормили обедом. И на этом факте можно было бы не останавливаться, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что кафе, в котором мы обедали, играет самый настоящий патефон! Я живьём его слышал уже лет пятьдесят назад, у дедушки в донском хуторе.

Должен признаться, на меня большое и благоприятное впечатление произвёл Алексей Стребков. То, что он хорошо говорил, это ладно – мало ли кто у нас нонче наловчился складно вещать. А вот эрудиция, умение мгновенно переключиться с одного предмета обсуждения на другой, вот это не может не привлекать.

Алексей Яковлевич рассказывал о городе и его истории, о дне сегодняшнем края… Его спрашивали… Да о чём только ни спрашивали – он легко отвечал на все вопросы, демонстрируя хорошее владение ситуацией в городе и в районе.

Спросили его о том, что кто-то когда-то пробовал очень вкусный сыр местного производства. И Алексей Яковлевич подробно обрисовал ситуацию с сыроварением – как промышленным, так и фермерским, как производимым для продажи, так и «для себя». Спросили о происхождении названия города – и он рассказал сразу несколько версий. Заговорили о дорогах, об обувном производстве, и тут он оказался в теме…

Да и вообще, когда идёт активный разговор, не всегда запомнишь все его смысловые нюансы, а вот послевкусие от беседы со знающим человеком остаётся явное.

Затем мы посетили храм Михаила Архангела, который пребывает в стадии реставрации.

Ну а затем направились в местный краеведческий музей.

К сожалению, я не записал имени нашего гида – совсем ещё молодого парня, который произвёл на всех самое благоприятное впечатление как своей эрудицией, так и умением рассказывать.

Историю свою Талдом ведёт со второй половины XVII века.  Название он позаимствовал  от речки, а она, в свою очередь, имеет не то балтское, не то финно-угорское происхождение и означает «Работящая». То есть люд в городе проживает работящий. Хотя имеется и другая версия – якобы где-то в этих краях проходил Сергий Радонежский, и ему помощник сообщил: «Там дым!», что впоследствии переиначилось в Талдом. Неубедительно, но мало ли что в жизни не случается!..

Гид рассказал нам о многих жителях города. И право: всё это очень интересно. Там такие трагедии случались, и курьёзы, и драмы… Волковы, Королёвы, Смирновы… Что ни фамилия, то своя, уникальная, неповторимая история! Обо всех хочется рассказать, да только не справлюсь ведь!

Но одну крохотную местную легенду всё же расскажу.

В Талдоме издревле проживали башмачники. И обувка, которая выходила из их рук, славилась на всю округу. К слову, образцы её стоят в особой витрине в музее.

А самое простое в изготовлении для башмака – это каблук. Потому если сами боты делали мастера, то каблуки  вытачивали забулдыги от башмачных дел. Приняв заказ от мастера и получив аванс, каблучники тут же всё пропивали… А когда за заказом приходили мастера, каблучники начинали требовать ещё одной предварительной проплаты. То есть начинали выкаблучиваться. Вот оттуда и пошло это слово. Вот эта легенда представляется вполне реальной.

…Вполне естественно, что в ходе экскурсии мы услышали куда больше информации, чем я её изложил. Но чтобы усвоить её и переварить, времени требуется куда больше, чем тот галоп, которым мы пролетели по городку и по музею; а чтобы изложить услышанное, также требуется куда больше и времени, и интернет-пространства.

Одно скажу: посетил я этот городок впервые. И узнал много нового интересного – и о нём самом, и о людях, его населявших, да и вообще о Подмосковье в целом.