СТАРОСАДСКИЙ переулок

(Для энциклопедического справочника «Дорога к храму»)

(Приведён изначальный текст, который я подготовил для справочника, и который впоследствии был доработан редакторами)

Старосадский переулок длиной всего триста метров является продолжением Армянского переулка и проходит от улицы Маросейка до перекрёстка, от которого отходят улица Забелина и переулки Хохловский и Малый Ивановский.

Очевидно, в силу политической нейтральности нынешнего названия, переулку не стали возвращать ни одного из прежних. А таковых у Старосадского было несколько.

Территория, на которой он располагается, в XV веке находилась вне стен Китай-города. Потому здесь были разбиты великокняжеские сады, простиравшиеся до самого устья Яузы, и в которых для великокняжеского стола выращивали диковинные фрукты. В XV веке великий князь Василий I построил здесь летний дворец. Соответственно, сама местность называлась Старые Сады, а улицы, которые на ней протянулись, именовались по профессиям мастеровых, которые на них проживали. Потому улица, о которой идёт речь, в XVII веке называлась сначала Квасной, а затем Кисельной. В XIX веке переулок стал зваться Косьмодамианским (Косьмо-Дамианским).

В дальнейшем местность начала застраиваться плотнее, здесь селилась знать, богатые купцы. Граница города отодвигалась всё дальше, однако название местности – Старые Сады – сохранялось.

Косьмодамианским переулок назывался по церкви бессребреников Косьмы и Дамиана Ассийских (Асийских) на Маросейке. Именно от этого храма начинается Старосадский переулок. Первое упоминание о стоявшей здесь деревянной церкви датируется 1547 годом, когда она сгорела в результате пожара. Первое упоминание о каменном здании церкви относится к 1639 году. Главный престол храма посвящён Христу Спасителю, исцелившему расслабленного, а приделы – Косьме и Дамиану, а также Николаю Чудотворцу. Кто заложил первый храм на этом месте, неведомо. Однако можно предположить, что храм был построен в связи с исцелением от болезни – Косьма и Дамиан были врачевателями. Любопытное совпадение: церковь чтит три пары святых, носивших имена Косьмы и Дамиана. Все они были лекарями, получившими дар врачевания от Господа и оказывавшими помощь страждущим бескорыстно.

Как уже говорилось, сначала тут стояла деревянная церковь. Она сгорала по меньшей мере дважды – в 1547 и 1629 годах. После второго пожара решили построить каменное здание. На рубеже XVIII–XIX веков  церковь построили, и сделал это знаменитый зодчий Матвей Казаков. Данное творение этого выдающегося мастера относят к его несомненным удачам. Архитектура храма очень необычна, однако выглядит он гармонично и оригинально. Церкви посчастливилось уцелеть в лихие 30-е годы – хоть её и использовали под склад и мастерские, однако оформление её в основном уцелело. Когда на Маросейке построили современное  административное здание, оно стало своеобразным фоном для храма, что в поздний советский период подавалось, как удачное архитектурное сочетание, так сказать, «старого и нового». Сегодня храм возвращён церкви, в нём идут службы, действует Воскресная школа.

Самое стародавнее строение по Старосадскому переулку (и одно из самых древних в Москве) – это храм св. Владимира. Его построил зодчий Алевизия (Алоизий) Фрязин в 1514 году по повелению великого князя Василия III. По другой версии, храм построил ещё Василий I в качестве домовой церкви при летней резиденции, а в 1514 году его только перестроили. Любопытно, что в конце XVII века здание церкви вновь перестроили, и руководил работами мастер по имени Алоизий, которого называли Новым. Приделы в храме – в честь мучеников Бориса и Глеба, а также Кирика и Улиты. Улита и её сын Кирик были умучены в период владычества римского императора Диоклетиана. Русские старообрядцы считали их своими небесными покровителями.

Рядом с храмом св. Владимира располагался Ивановский Предтеченский монастырь, в просторечье называемый Ивановской горкой. Малый Ивановский переулок, отходящий от Старосадского – напоминание об этой упразднённой обители.

Великокняжеская загородная резиденция – хозяйство обширное. В частности, имелись здесь и обширные конюшни. При конюшнях всё тот же Василий I построил церковь святых Флора и Лавра, которые считались покровителями лошадей. Со временем эта церковь вошла в комплекс строений храма Трёх Святителей на Кулишках.

Особенностью Старосадского переулка является то, что здесь находится комплекс строений Евангелически-лютеранского кафедрального собора святых Петра и Павла. Сегодня это – главная лютеранская церковь на территории России. В середине XVI века контакты Московского царства с зарубежными странами начали заметно оживляться. К тому же в результате Ливонской и последующих войн в России стало появляться всё больше пленных, исповедовавших христианство неправославного толка, которых расселяли в глубине государства, в частности, в Подмосковье. Им было дозволено строить культовые здания для отправления религиозной службы… И вот в 1626 году было построено каменное здание лютеранской церкви в переулке, ныне называющемся Старосадским. Современный вид он обрёл после реставрации в 1817 году. Средства на это выдели прусский король Фридрих Вильгельм III по случаю бракосочетания наследника российского престола Николая Павловича и принцессы Шарлотты, крещённой в православии как Александра Фёдоровна… В 1936 году церковь была закрыта, после того, как здание несколько раз поменяло хозяев, здесь обосновалась студия «Диафильм». В 1991 году здание возвращено лютеранской церкви.

В переулке также расположено несколько строений рубежа XIX и XX веков – т.н. «доходных домов».

Источники:

Российский великокняжеский и царский дом – М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2005

Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель её достопримечательностей. – М. Воениздат, 1996.