БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ МОГИЛЬЦЕВСКИЕ ПЕРЕУЛКИ

(Для энциклопедического справочника «Дорога к храму»)

(Приведён изначальный текст, который я подготовил для справочника, и который впоследствии был доработан редакторами)

Большой и Малый Могильцевские переулки можно назвать типичными тихими переулочками Старой Москвы; они расположены между улицами Арбат и Пречистенка. Большой Могильцевский переулок отходит от Большого Лёвшинского у Храма Успенья Пресвятой Богородицы на Могильцах и, поворачивая на север, переходит в Плотников переулок. Протяжённость его составляет 140 метров. Малый Могильцевский переулок ещё короче, всего 120 метров; он проходит параллельно Большому, соединяя Плотников и Большой Власьевский переулки. В старину переулки назывались по церкви – Успенскими.

Переулки именуются так по старинному названию местности. А вот по поводу происхождения  названия местности единого мнения нет. Версий существует несколько; интриги добавляет тот факт, что расположенный рядом Пречистенский переулок ранее назывался Мёртвым. Согласно одной версии, здесь находилось древнее языческое капище и, соответственно, языческие захоронения. Согласно другой, здесь располагалось обширное кладбище с большим количеством могил… Основной же считается, что могильцами именовалась слегка всхолмленная, кочковатая, неровная местность.

Однако наиболее убедительной представляется версия, связанная с расположенным некогда на этом месте т.н. «убогим домом». Издревле на Руси повелось, что гончары селились в местах, где много глины, и местности те, соответственно, мало пригодны для земледелия. Селения, где проживали мастера этой профессии, именовались скудельницами или  скудельчими сёлами – выходит, что и скидель (глиняная посуда) и скудость одного корня… Ну а кроме того, скудельницами называли кладбища, где хоронили жертв моровых поветрий… На протяжении многих поколений гончары вырабатывали вокруг своих селений глину, в результате чего в земле образовывались целые лабиринты ходов. Когда скудельницы перебирались на новые места, на местах глиняных разработок начали устраивать Убогие дома, а при них – церкви. Сюда свозили умерших во время эпидемий, нищих и убогих (бомжей, говоря современным языком), трупы неопознанных убитых или умерших людей, а то и павших в случившейся неподалёку битве… Поскольку подходящих пустот в земле в этих местах было предостаточно, с организацией братской могилы проблем не возникало. Более того! Зимой их вообще не хоронили, а просто складывали тела в амбар, а то и сбрасывали в специальные ямы со льдом – до весны. А по весне, в день Семика (четверг седьмой недели после Пасхи, седьмой день по Вознесении) благочестивые люди со всей округи видели свой христианский долг в том, чтобы прийти на скудельные поля и предать земле скопившиеся за полгода тела. Если говорить просто, их просто рассовывали по имевшимся в глине полостям, а потом забутовывали. Над всеми умершими совершался молебен, их всех скопом отпевали, а затем и поминали похороненных.

Таких Убогих домов в Москве имелось несколько, и один из них находился как раз в районе, именуемом Могильцами. Соответственно, и название его таким образом легко объясняется… Конец этой практике положил императорский указ от 16 ноября 1732 года, когда было предписано всех умерших свозить на специально созданное кладбище в Марьиной Роще.

Церковь Успенья Пресвятой Богородицы на Могильцах располагалась очень удобно, со всех четырёх сторон от неё располагались переулки. Она известна с 1560 года (по другим источникам, с 1625 года), незадолго до нашествия Наполеона перестроена, а в начале 30-х годов ХХ века закрыта и частично разрушена. Сейчас она находится в удручающем состоянии. К слову, во время её реконструкции в 1799 году (средства на ремонт выделил статский советник Василий Тутолмин и другие доброхоты) при рытье котлована было обнаружено огромное количество человеческих останков, что свидетельствует в пользу версии о располагавшемся здесь Убогом доме.

В храме находилась чудотворная икона Божьей Матери Неувядаемый цвет (иначе – Благоуханный цвет); после закрытия церкви икона находится в храме Пророка Илии Обыденного, что в Остоженке. Здесь имелись приделы Св. Спиридония Тримифийского и Николая Чудотворца. Святителю Николаю в Москве посвящено много храмов, а вот Спиридоний не входит в число популярных  святых. Однако этот кипрский епископ прославился как последовательный заступник за слабых и убогих перед богатыми, так что посвящение ему придела в храме именно на Могильцах вполне объяснимо.

Сегодня это тихие московские переулки со скверами и узкими тротуарами. Никаких памятников архитектуры и исторических зданий здесь нет.

По Большому Могильцевскому переулку находится детская музыкальная школа  им. Людвига ван Бетховена. По Малому – Национальный научный центр наркологии, а также издательство «Анахарсис», выпускающее несколько специализированных медицинских журналов.

Источники:

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель её достопримечательностей. – М.: Воениздат, 1996. – 527 с. («Редкая книга»).

Гладкий В.Д. Славянский мир: I – XVI века: Энциклопедический словарь. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. – 895 с.

История русской культуры. – М.: Эксмо, 2006. – 832 с.: ил.

(Н.С.)