СЕРГЕЮ КУЗНЕЦОВУ – ПОЛТИННИК!

Исполнителю авторской военной песни,

руководителю творческого коллектива «Музыкальный десант»

и просто хорошему человеку

мои искренние поздравления!

Празднование этой знаменательной даты проходило на ВДНХ (ныне ВВЦ), в павильоне 62, который так и называется: «Республика песня». (Оговорюсь сразу, дабы не забыть, и сразу обратить внимание: в оформлении материала использованы снимки мои и Сергея Сальникова).

Прежде всего!

Сергей, от всей души тебя с юбилеем! Желаю тебе самого главного: физического здоровья, душевного комфорта, творческих свершений! Остальное всё вторично!

Вот скажите, друзья мои, как поведать о концерте, организованном для своих? Как передать читателю все те тёплые слова, те здравицы, которые произносили гости со сцены и в кулуарах? Как достичь такого эффекта, чтобы людям, которые не присутствовали в зале, смогли ощутить атмосферу тепла и благожелательности, что царила на вечере?.. Наверное, кто-то смог бы. А мне просто поверьте на слово: праздник Сергей и его супруга Ирина, а также их добровольные помощники организовали на славу.

Что является лучшим праздником для певца? Когда он может в кругу друзей исполнять свои любимые песни. Разве не так?

На юбилее царила именно такая аура. Даже не царила, а блаженствовала – ведь может же аура блаженствовать!

На сцене постоянно находился Сергей Кузнецов. К нему регулярно присоединялись друзья-коллеги по творческому коллективу «Музыкальный десант». Выходили гости – пели песни, читали стихи, да и просто прозой поздравляли…

Да и сам Сергей умел найти тёплые слова о каждом – и кто выходил на сцену, и кто просто находился в зале. Подчеркну, что он обязательно отмечал, с кем в соавторстве написал ту или иную песню, с кем и при каких обстоятельствах исполнил её впервые, кто её исполнял ранее и выступает с ней нынче – и вообще по отношению к коллегам по творческому цеху проявил максимум корректности. А подчеркнул я это по единственной причине: не всегда такое уважительное отношение к коллегам встретишь у поющей братии.

…Слова, слова, слова… Они передают информацию, но не в силах передать атмосферу творческого единения собравшихся… Впрочем, об этом я уже писал выше.

Нас собралось человек 70, наверное. Я лично знаком далеко не со всеми. Потому назову не всех – если кого упустил, не взыщите!

Красиво и образно говорил со сцены Михаил Калинкин, который вёл вечер.

Виктор Верстаков (справа) и Владимир Иванов

Виктор Верстаков – легенда отечественной военной поэзии. На его стихотворение юбиляр исполнил песню.

Рустем (Рангор) из объединения «Мотогвардия» (на сайте организации он назван «коммисар» – уж не знаю по какой причине) подарил юбиляру красивый кинжал в ножнах.

Валерий Монастырёв вместе с юбиляром исполнил одну из лучших (по моему мнению) своих песен – «Мама». А потом прочитал своё стихотворение, написанное именно к пятидесятилетию Сергея.

С «юбилейным» стихотворением выступила также известная поэтесса Нина Попова.

Александр Карпенко назвал юбиляра одним из лучших современных мелодистов.

Наш неизменный фотолетописец Сергей Сальников не уставал щёлкать затвором.

Создатель и неизменный руководитель Московской областной общественной организации семей погибших в Афганистане Галина Магонова – с ней мы активно сотрудничали в бытность моей службы в журнале «Боевое братство».

С Михаилом Михайловым мы знакомы ещё по Афганистану.

Впрочем, всех знакомых, кого я встретил, не перечесть.

Да и что даёт читателю просто перечисление имён?

Наверное, каждый слушатель песню, особенно авторскую, воспринимает по-своему. Кого-то в первую очередь она цепляет за душу. Наверное, так оно и должно быть. Только о себе скажу, что лично у меня такая песня параллельно с душой будит и мысль. Я слушаю, и вслед за авторским текстом я начинаю размышлять об услышанном, из памяти всплывают какие-то образы, извлечённые из неких запасников, где хранились невостребованными, порой, по многу лет.

Пел, например, Сергей песню о том, что «строчки для внучки слагаю…», и я не мог не улыбнуться – что, разве сам не такой? Сам не хотел бы оставить после себя что-то такое, что внучечке будет интересно?..

Исполнил Сергей песню Виктора Верстакова. Мы-то с Виктором знакомы уже давно. А я его стихи читал ещё в те времена, когда он и не слыхал о моём существовании. Его произведениями тогда зачитывались многие. А сегодня… Сегодня другие кумиры, другие рифмы и ритмы, другое содержание песен… А если уж говорить прямо, то полное отсутствие этого содержания.

Вот так там фойе оформлено...

Потому я и люблю песню авторскую – в ней нет ударных, которые вколачивают тебе в мозг какую-нибудь бессмысленную фразу, от которой потом невозможно отвязаться. Авторская песня – это обязательно смысл и содержание, эмоции и авторская позиция. За то и люблю творчество Сергея Кузнецова и его друзей.

Я думал о том, что во второй половине 80-х имена многих военных журналистов, и вообще военных творческих людей становились в стране широко известными. Сейчас из той когорты на виду остались буквально единицы… И сидел я, вспоминал, перебирал имена, перед внутренним взором проходили лица пишущих людей той, уже ушедшей эпохи… Иных уж нет, а остальные оттеснены в сторону идущей им на смену молодёжью… Диалектика, куда ж от неё деваться!

Сергей в Афганистане служил водителем, возил грузы. И песня у него есть соответствующая, про нападение на колонну душманов. Вспоминал я сожжённые остовы машин, лежавшие вдоль афганских дорог. На некоторых участках трассы их скопилось множество – это там, где можно засаду удачнее организовать. Лежали искорёженные, покрытые ржавчиной автомобили и прицепы, вокруг чёрные пятна выжженной земли, на бетоне выщербины от пуль и гранат… И думаешь о ребятах, которые тут держали бой, и надеешься, что проскочишь опасное место без приключений, и привычно трогаешь автомат и «дежурную» гранату-«самоликвидатор».

Вспомнилось и ещё одно. Как-то в Средней Азии, уже после Афгана, ехал я на военной машине, и въехали мы в типично азиатский кишлак – с глинобитными дувалами, узкими улочками… Я механически потрогал локтем бок… и не обнаружил на месте автомата – моего любимого укороченного «калаша»! Меня пронзила лёгкая паника… А в следующий миг сообразил, что я уже не «за речкой», а в мирном Советском Союза, где не стреляют, где нечего бояться… И весело хмыкнул, удивив водителя. Кто ж знал в то время, что в Москве уже рвутся к власти разрушители, что война уже на пороге, что и на обломках Советского Союза будут стрелять, и даже по Москве станут раскатывать кортежи с вооружёнными джигитами, палящими в воздух, и не только в воздух… И об этом я тоже думал, когда на экране мелькали фотографии юбиляра, на которых он стоит, юный, в «дембельской» советской форме.

Несколько раз вспоминали на торжестве Василия Денисова. Участники «Музыкального десанта» вышли на сцену в футболках с его изображением. Василий и в самом деле был замечательным человеком! Скоро состоится очередной ежегодный фестиваль его имени, постараюсь побывать на нём обязательно!

А вот иной поворот темы. В песнях Сергея неоднократно звучат выпады в адрес трусоватых замполитов. Что тут скажешь? Не дело о человеке судить по занимаемой должности, да и затрепанный трафарет – не лучшее подспорье для истинно творческого человека. И замполиты не все от боевых уклонялись, и  водители не только разрешённые грузы через границу переправляли… Человек и профессия – отнюдь не синонимы.

О женской верности пели со сцены, о том, насколько важно солдату знать, что его ждут и не предадут…Это ж только в кино солдат перед боем думает о чём-то возвышенном! На самом деле – о маме, да о любимой… Да ещё о друге, который рядом, и который не подведёт. Не так разве, служивые?.. Нет, конечно, и ещё о чём-то думает солдат, и всё же эти мысли – доминирующие.

Я вспоминал, как буквально перед самым выходом на боевые один сержант 101-го полка получил сообщение, что его девушка выходит замуж за другого. Парень в бою смерти искал, в самое пекло лез… К счастью, пожалели его пули, смилостивилась судьба…

Ох, о многом я ещё думал под песни в исполнении Сергея Кузнецова и его друзей по творческому коллективу «Музыкальный десант».

…В общем, хорошо встречал гостей Сергей Кузнецов.

Ещё раз с юбилеем тебя!