МЫ УЙДЕМ… КТО ПРИДЕТ НА НАШЕ МЕСТО?

Невеселые размышления российского летчика

Николай СТАРОДЫМОВ

Довелось мне недавно побывать в одной из авиационных частей, дислоцирующейся в Подмосковье. Причем, особо хочу подчеркнуть, что это не обычная строевая часть, а из тех, которые нынче принято именовать модным словечком «элитная». И оказалось, что проблемы перед военнослужащими тут стоят отнюдь не отвечающие столь громкому эпитету.

Попытаюсь пересказать как можно  ближе к тексту все то наболевшее, о чем шла речь в беседе с авиаторами.

Естественно, время от времени доводится бывать в Москве. Идешь по столице нашей Родины и ничего не понимаешь. Во время войны, помните: «Отступать некуда – позади Москва». А сейчас за такую столицу и сражаться не особенно хочется! Банки, офисы, особняки, иномарки, казино… А у нас в городке дома  еще довоенной постройки. Да ладно бы дома – общежития! Классные летчики живут с детьми в однокомнатных клетушках. Большие уже дети, разнополые, вынуждены спать на двухъярусной кровати.

В той же Москве смотришь, а в ресторанах уже по утрам сидят классно «упакованные» молоденькие девочки и крутые «мэны». И знаешь, что летчик при его окладе подобного себе позволить никак не может. Потому и текучка кадров в части такая большая. Судите сами: трое из четырех выпускников военных училищ тут же увольняются из армии, едва посмотрят, в каких условиях им придется служить.

(К слову, хотя это к теме публикации  не относится. Военнослужащие затронули достаточно активно обсуждаемый сегодня вопрос. Абсолютное большинство военнослужащих по-прежнему оперируют понятиями «военное училище» и «военная академия». Ради чего их переименовали в институты и университеты, бог весть, так не стоит ли вернуться к устоявшимся терминам?).

Приезжает лейтенант, а ему койку в «общаге», отсутствие перспективы на получение квартиры, мизерный оклад… А сейчас еще пошли разговоры, что светлые головы «наверху» решили у летного состава отменить льготы по выслуге лет. Вот и увольняются.

Офицеры старшего поколения считают, что необходима система, препятствующая подобной ситуации. Например, законодательно обязать офицера отслужить после учебного заведения определенное количество лет. Или выплатить компенсацию за обучение.

А то ведь что получается! Военный летчик, выучившийся на средства Министерства обороны, увольняется и идет работать в гражданскую авиакомпанию, где получает в несколько раз больше при заметно меньших физических и моральных нагрузках. Можно ли считать нормальной такую ситуацию?

Кстати, летчики части считают, что участившиеся случаи происшествий в авиации объясняется не только устаревшей техникой, но и недостаточной подготовленностью пилотов. Военного летчика тренируют так, чтобы он ситуацию контролировал все время, был постоянно готов к любым неожиданностям. В гражданской авиации такой необходимости нет. Полеты раз за разом проходят в плановом режиме. И когда возникает нештатная ситуация, с которой военный летчик в силу подготовленности смог бы справиться, для менее опытного авиатора оказывается тупиковой. Времени на принятие решения ему требуется больше, а в полете, когда счет идет на мгновения…

- Вообще-то наши лейтенанты у местных девчат котируются, – поделился один из старших офицеров. – Неглупые, поговорить с ними есть о чем, спиртным не злоупотребляют, вести себя умеют… Так что погулять с ними, перед подругами покрасоваться, еще кое-что, – он подмигнул многозначительно: мол, мы, мужики, понимаем о чем речь, – это пожалуйста. А замуж – никак. Жить-то негде!..

Рассказали мне о курьезном случае, который произошел с неким автором песен и бардом. Офицер запаса, он живет сейчас в Белоруссии. Записал диск своих песен и хотел выпустить его. Однако в Белоруссии сделать это ему не разрешили. В песне «Я – летчик» есть примерно такие слова: квартиры, мол, у меня нет, душ и туалет в коридоре, но я буду летать, потому я летчик. Белорусская цензура предложила автору: покажите нам в республике хоть одного бесквартирного летчика – и мы разрешим выпустить диск. Ведь нет же в Белоруссии не имеющих жилья летчиков! В результате диск увидел свет в России. В самом деле, для нас такая картина актуальнее.

Все это приводит к тому, что средний возраст летчиков в части неуклонно повышается. С одной стороны, как уже говорилось, слабый приток молодого пополнения. А с другой – тоже проблема! – слишком мало в части самолетов и слишком мало они летают.

- Бытует миф, что, мол, мы супостату не уступаем, – ирония офицера отдавала горечью. – Да, по технике мы на уровне. Да, есть у нас летчики-асы. Но ведь в целом ситуация более чем тревожная! У наших летчиков налет часов смехотворный по сравнению со супостатом. А летчик должен летать, летать и летать.

Говорили авиаторы и еще об одной болевой точке (конечно, если ее можно назвать эфемерной точкой) российской боевой авиации – о перспективах ее развития.

- Посмотрите на наши КБ! Одни влачат жалкое существование, другие вообще это существование прекратили! На авиасалонах показываем классные перспективные разработки – а где они в войсках? Существуют в единичных экземплярах. В целом же наша авиация держится только на советском заделе.

Тут-то и прозвучала фраза,   вынесенная в заголовок.

- Мы уйдем… А кто придет на наше место? – с горечью произнес офицер.

И было понятно, что говорит он не только о людях, но и о машинах, которые тоже имеют тенденцию стареть – и физически, и морально.

(2006 год)