ГЮЛЬРУХ АЛИБЕЙЛИ: О СЕБЕ В НАШЕМ ПРОТИВОРЕЧИВОМ ВРЕМЕНИ
О том, почему она отказалась от стези литературного критика, азербайджанская писательница и общественный деятель, доктор филологических наук и профессор философии Гюльрух Алибейли сказала предельно откровенно: если ругаешь автора, обретаешь себе врага, если же хвалишь, обретаешь одного друга и много врагов… Так что вполне допускаю, мои рассуждения о творчестве Гюльрух-ханум друзей мне не прибавят, а вот недругов – вопрос…
В чём главное достоинство творчества Гюльрух Алибейли? Её труды заставляют думать, спорить, не соглашаться. Они призывают к сопереживанию. Мыслями, почерпнутыми из её размышлений, хочется поделиться, их хочется обсудить. Помните знаменитую фразу из мультика: «У меня есть мысль, и я её думаю». Так вот, таких мыслей, которые можно думать, в книгах Гюльрух много.
Я не стану их пересказывать. Я буду их думать. Думать, как их понял. Потому что творчество тем и прекрасно, что каждый может видеть и понимать его по-своему.
Речь в данном случае идёт о книге «Духовной жаждою томим…», вышедшей на русском языке, и в которую автор включила свои воспоминания и размышления о былом, эссе, рассказы, а также некоторые отклики на свои предыдущие книги… В общем, распространённое явление, когда писатель издаёт сборник своих избранных работ. Как правило, у таких сборников читателей находится не так уж много, бестселлерами они становятся редко.
Однако когда я начал листать эту книжку, сразу увлёкся. А потом взял карандаш и начал делать пометки на полях… С чем-то соглашался, с чем-то внутренне спорил… И чувствовал, как нарастает понимание того, насколько сложный и противоречивый человек написал эти произведения, с малой толикой которых появилась возможность ознакомиться.
Вообще, в понятие «противоречивая натура» нередко вкладывается негативный смысл. И противопоставляется ей натура «цельная». Давайте разберёмся. Социальная жизнь по сути своей сложна и многообразна – соответственно, для каждого рода деятельности и натуры нужны разные. И если на руководящем посту желательно бы иметь человека именно цельного, то в творчестве предпочтительнее личности именно противоречивые, в которых вынуждены сосуществовать самые разные чувства и воззрения. Это богатство внутреннего мира – не залог успеха, но немаловажная его составляющая.
Впрочем, сохранить цельность представления об окружающем нас мире и в самом деле нелегко. Для меня Родина была – СССР, а нынче на территории этой державы образовался конгломерат самостийных стран. В молодости я получил соответствовавший эпохе комплект воззрений на историю своего государства и на взаимоотношения его с соседями – а потом пришлось эти воззрения пересматривать и вносить в них изрядные коррективы. Некогда чёткие и цельные представления о некоторых ключевых периодах нашего прошлого под ударами вскрывающихся новых фактов постепенно рушатся, дробятся, внося немалую сумятицу в душу…
И – удивительное дело! – подобные же метания мыслей и чувств проглядывают в произведениях Гюльрух. Просто физически ощущаешь, что у неё нет цельности в восприятии современности, в отношении к прошлому, в размышлениях о будущем. Для кого-то, допускаю, это – недостаток. А в моих глазах – плюс человеку; потому что тем самым он показывает свою искренность.
Гюльрух сама по этому поводу пишет слова, под которыми я готов подписаться и сам:
«Человек – сложнейшее создание. Он – весь переливается, трепещет, оказывается другим в зависимости от обстоятельств, в которые попадает. Это сплошная тайна, и чем он активнее, чем больше двигается, тем больше меняется, тем больше в нём оттенков… Каждый человек – многогранен, сложен, полифоничен, любой нормальный индивидуум – неожидан, он нов в каждой новой ситуации, при каждой меняющейся ситуации».
Хорошо и точно сказано. И эти слова автор относит и к себе лично.
Алибейли – патриот своей родины. Это очевидно. Современный период жизни Азербайджана она именует Возрождением. И в то же время с болью пишет о том, что в современном Азербайджане махровым цветом расцветают алчность, бездуховность, эгоизм, чинушество… Где-то в сердцах бросает, что в коммунистической идеологии не было духовности. А потом рассказывает о том, на каком высоком уровне стояло преподавание эстетики в высших учебных заведениях республики в советский период… Вдруг проскакивают у Гюльрух царапающие меня националистические нотки. И тут же она с любовью рассказывает о людях – представителях других народов, которые во многом помогли ей в различные периоды долгой жизни… С жёсткими нападками обрушивается на КГБ. И тут же признаёт, что в отношение её лично эта организация проявила понимание и снисхождение…
Ну и так далее – с мыслями Гюльрух лучше всё же знакомиться в подлиннике, а не в пересказе. А вот своими мыслями по поводу её воззрений – поделюсь.
За строками, написанными Гюльрух, не особенно даже и скрывается её одиночество. Это не одиночество Робинзона Крузо, вовсе нет – это одиночество человека, который находится в окружении других людей. Бывает же и такое, правда?..
Женщина в традиционно патриархальном крае добилась самореализации. Она умна и образованна, она независима. В ней чувствуется вызов, бросаемый мужчинам: я смогла добиться – ну а вы-то что же?.. Она с нежностью относится к Женщине, жалеет её, сопереживает ей… Необходимость заниматься домашним хозяйством у неё вступает в жестокое противоречие с могучим интеллектуальным потенциалом, который она в себе осознаёт. Даже материнские чувства у неё не столь ярко выражены именно по той же причине.
Гюльрух – не такая, как все. Семья, быт, хозяйство – это для неё вторично. Она в первую очередь – интеллектуал, интеллигент, писатель, общественный деятель… Приходится признать, что подобное нарастание мужеского начала в женщине – явление довольно распространённое в современной жизни. Но при этом нельзя забывать, что Гюльрух проживает в республике с вековыми исламскими традициями, где взаимоотношения между мужчиной и женщиной изначально отличаются от привычных нам европейских. Она читает и почитает Фридриха Ницше, Льва Гумилёва, Мишеля Монтеня… Её разуму, её интеллекту тесно в рамках обыденности, традиций, своей страны…
Всю жизнь свою она положила на то, чтобы впитывать знания, анализировать их, размышлять о жизни и о своём месте в этом мире… Писать, в своих произведениях и в лекциях для студентов стараться воспитывать в людях добро и такое же стремление к постижению прекрасного, которое её саму сопровождало всю жизнь… И в конце концов стать свидетелем того, как уходит из современной жизни духовность и её место занимает материальность, вещизм в худшем понимании этих слов.
Не знаю, позволительно ли тут употреблять слово «трагедия». Но сочувствие к этой женщине я испытываю искреннее – как к запертой в клетке птице, созданной для небесного безграничного простора.
Очень любопытны размышления Гюльрух Алибейли о таком явлении нашей жизни, как инерция повседневности, будничности. Каждый день мы начинаем одинаково и проживаем его, послушно следуя раз заведённому порядку… И так – изо дня в день плетётся паутина нашей жизни, вырваться из которой (из паутины) удаётся очень немногим. Каждый из нас живёт не так, как желал бы, как мог бы, а прозябаем по порядкам, установленным традицией. По замечанию Гюльрух, кошка – и та свободнее человека.
Однако где та грань, которая отделяет свободу от вседозволенности, необходимость выполнять обязательства перед обществом и механическое движение в общественном стаде?.. И вообще, в какой степени свободен человек в своём поведении?.. В общем-то, своей жизнью недовольны многие. Но как найти выход из этой ситуации? Как вырваться из обыденности?.. Алибейли для себя отвечает на этот вопрос, что сама достигла свободы только сейчас, когда перестала стремиться к чему-то, когда готовится предстать перед Порогом, за которым заканчивается земной жизненный Путь. И тем самым вроде как говорит всем нам: ну а вы, каждый, решайте эту проблем сами. Только решать её необходимо, иначе жизнь превращается в прозябание.
Очень любопытны рассуждения Гюльрух Алибейли о старости, о готовности к смерти, о творчестве Ницше, о той эфемерной грани, до которой в познании жизни может дойти человек и за которой начинается непростительность греха…
…И об одном-разъединственном недостатке книги не могу не сказать.
Раньше, в советские времена, без редактирования не могла быть опубликована ни одна книга. Моя добрая знакомая, ныне, к сожалению, уже покинувшая этот мир, литературный редактор от бога, Нина Матвеевна Беркова рассказывала, как она правила таких мэтров, как, например, Иван Ефремов или братья Стругацкие – и они принимали её правку… Нынче – времена другие. С целью экономии средств книги слишком часто выходят в авторском исполнении. И это – неправильно. Даже самый умный-грамотный автор может допускать ошибки – фактические, орфографические, стилистические… Редактор для того и нужен, чтобы этих «блох» выловить.
Впрочем, это и в самом деле – единственный огрех книги Гюльрух Алибейли «Духовной жаждою томим…».
К записи "О книге Гюльрух Алибейли" пока нет комментариев