Данный материал был опубликован в газете “Фрунзевец” от 22 августа 1989 года. Не скрою: этот культпоход организовал я сам, чтобы появилась возможность написать об интересном художнике, который никакого отношения к армии не имел, а потому и написать о нём в военной газете было проблематично. Вот и уговорил я знакомого политработника. Впрочем, главное, чтобы польза была.

Текст сканированный, возможны “блохи”.

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Музей в квартире

Самобытного художника посетили воины коллектива, где служит политработник В. НОСИКОВ

Майор Н. СТАРОДЫМОВ

Вряд ли предполагали солдаты во главе с сержан­том Дмитрием Тетерей, ког­да отправлялись на заплани­рованную встречу с худож­ником, сколько интересного они почерпнут для себя. А между тем разговор, кото­рый намечался минут на 30-40, затянулся почти на два часа. Да и после этого вои­ны не без сожаления тюкидали напоминающую музей квартиру художника.

Чем же так понравился воинам культпоход?

Имамкули Ишанкулиеву сейчас 76 лет. С юных лет он трудится. Получив образование, стал учителем, по­том перешел на методичес­кую работу. Он — заслуженный учитель республики.

И вдруг — пенсия. Но ве­теран народного образования не хотел сидеть без дела. Вот и увлекся он поделками из дерева. Сначала изготав­ливал все подряд: смастерил макет туркменского аула, ко­пию памятника В. И. Лени­ну, что в Ашхабаде… Пос­тепенно работы его стано­вятся сложнее. И приобретают все более определенную направленность. Сейчас он работает над созданием ма­кетов памятников архитек­туры Туркмении. Толстые фолианты книг, рулоны пла­нов раскопок, описания древних путешествий, лич­ные поездки на места развалин — все это служит самодеятельному художни­ку импульсом для изготов­ления копий исчезнувших шедевров.

Про оригинал каждой из поделок Имамкули Ишанкулиевич может рассказывать много. Вот и теперь разговор постоянно переходит на ис­торию края, на его легенды, на проблемы сегодняшнего дня.

Про медресе, располагав­шееся в Каахке (120 кило­метров восточнее Ашхабада), Имамкули может рассказы­вать часами.

Сегодня, как сказал сол­датам художник, идут рес­таврационные работы в этом медресе, и скоро силами Ми­нистерства культуры там бу­дет открыт музей. Именно туда хочет передать свои ра­боты Имамкули Ишанкулиевич.

Рядовой Николай Павлен­ко, приехавший служить из Кировской области, живо за­интересовался мечетью, располагавшейся некогда в Аннау, что под Ашхабадом. Подробно рассказав об этом уникальном ансамбле, ху­дожник обратил внимание солдат на изображение двух драконов над аркой входа. В целом подобная роспись не характерна для мусульман­ской архитектуры, поэтому яшули (так почтительно на­зывают в Туркмении старых людей) рассказал легенду, связанную с появлением ме­чети,  высказал некоторые свои предположения о свя­зях древних туркменов с культурой Китая.

Интересен был его рассказ и о существовании в ме­чети холодильника. Зимой со всей округи свозили в огромную яму под одной из построек колотый лед, пере­сыпали его соломой и в та­ком виде хватало его на са­мое жаркое лето.

Рядовой Александр Ляпу­нов из-под Кировска заин­тересовался мавзолеем султана Санжара, рядовой Ни­колай Борисенко из Белоруссии высказал восхищение минаретами Машад-и-Месториан… Подробно рассказы­вая об этих памятниках, Имамкули Ишавкулиевич обронил фразу о том, что во всей Туркмении больше нет ни одного архитектурного древнего сооружения.

—                  Почему? — удивился рядовой Владимир Фадеев.

С горечью поведал вете­ран о там, как гибнет архи­тектурное наследие, как запахиваются под хлопок древ­ние городища, как местные жители растаскивают для бытовых нужд камень и кир­пич с развалин, что рестав­рационными работами зани­маются некомпетентные люди, которые лишь усугубля­ют невосполнимость потерь.

Рядовой Владимир Илюкевич из-под Алма-Аты рас­спрашивал о жизни людей прошлого. И вновь художник ведет рассказ.

Встреча прошла очень ин­тересно. В настоящее время планируется пригласить Имамкули Ишанкулиевича в часть. Ведь это и будет вкладом в достижение цели, которую он сформулировал так:

—                  Мы должны воспиты­вать историческую, духовную культуру молодежи.