РАЗГОВОРЫ С ВНУКАМИ:
ОБО ВСЁМ И НИ О ЧЁМ
В этот раз так получилось, что мы больше разговаривали с Богданом. Он мальчонка любознательный и задаёт вопросы, на которые не всегда сходу ответишь.
См.: https://starodymov.ru/?p=48810
.
- Дедуля, а почему Россию все хотят победить?
Вот и начинаешь рассказывать, стараясь сделать это максимально доступно для пятилетнего ребёнка.
Что Россия – самая богатая на Земле страна. Только вот распоряжаться своими богатствами не умеет. Вот и лезут со всех сторон желающие распоряжаться нашим богатством…
.
- А Франция нас тоже хочет победить?..
Тут приходится немного отступить назад, привести предысторию, откуда возникла тема Франции.
Любимая книжка Богдана – «Les transports». Он её листает в каждый приезд к нам. На последней странице книги помещены рисунки книг этой же серии, но посвящённых другим темам. Богдан спросил, почему у нас есть только одна такая книга, а нет остальных. Я и объяснил, что раньше мы с Францией дружили, и у нас продавались французские книги, а теперь мы поссорились, и нам больше их книг не привозят. Что и говорить, в реальности не всё так примитивно, но думаю, что для ребёнка постановка вопроса понятна.
Ну и объясняешь Богдану, что сама Франция победить нас не особо жаждет, но богатствами нашими полакомиться не отказалась бы.
- А Франция воевала с Россией?..
Пришлось рассказывать о Наполеоне.
- А что это за имя такое – Наполеон? – удивился внук.
Начинаем разговор про имена – что они у каждого народа свои. Напомнил внуку, что по-английски его имя звучит как Джонатан.
Потом вернулись к Бонапарту. Как он привёл объединённое войско почти всей Европы в Россию, и как захватил Москву и как в Москве случился грандиозный пожар.
- А кто-то сгорел в том пожаре? – не успокаивался внук.
Пришлось рассказывать о том, что в госпиталях сгорели тысячи раненых.
И от страха голода и холода Наполеон увёл остатки своего войска из России – на осаждённом пепелище без подвоза провианта зимой не отсидишься
См.: https://starodymov.ru/?p=3841
.
- Дедуля, а мы победим?..
- У нас иного выхода нет – только победить.
- А почему ещё не победили?..
- Потому что и они хотят победить.
- А если и мы хотим победить, и они хотят победить, то кто же победит?..
Ох, внучок, ты не представляешь, насколько трудные вопросы задаёшь!.. Каждый, кто начинает, считает, что всё получится как ему мечтается, а споткнувшись о реальность, начинает изобретать способы, как выпутаться, сохранив при этом успешную мину на лице.
.
Дальше – смешнее.
По телевидению начали показывать какую-то комедию, и надо ж так случиться, что французскую. Начинается фильм с того, что некий карикатурный полноватый усатый дядечка, похожий на опереточного Эркюля Пуаро, идёт по ночному Парижу и ищет уголок, где справить малую нужду. Не выдерживает, пристраивается – камера показывает блаженство на его лице от того, что процесс облегчения пошёл… А потом он поднимает глаза, и оказывается, что он изливает свой фонтанчик на постамент Жанны д’Арк… А потом вдруг начинают показывать представление в Мулен-Руж…
Как тут удержаться?.. Я и сказал внукам, что и памятник этот видел, и Лувр там неподалёку, и возле Красной мельницы проходил, и магазин там расположен рядом – мечта всех женщин мира…
- Покажи!..
И пошли мы рассматривать парижские фотографии, на которых рассказывал, кто есть кто: И Жанна, и Генрих IV, и Дантон, и де Голль, и мост Александра III, и Лафайетт…
Захар удивлён:
- А я думал, что в этот женский магазин мужчин не пускают!..
Эх, малыш, со временем поймёшь что к чему!..
См.: https://starodymov.ru/?cat=1249
.
- Дедуль, а почему луна улыбается?..
Смотрю на луну, и не вижу улыбки.
- А если голову вот так повернуть, она как будто вбок улыбается…
Что тут скажешь?..
Обнимаю его: «Выдумщик ты мой!»… Внук доволен.
.
Занимаемся с ним по подготовительной брошюрке к школе. Там разные задания. Одно из них: нарисован собранный из деталей хамок, а рядом нарисованы разные элементы; нужно определить, из каких элементов собран замок. Внук справляется относительно легко, пару раз ошибся, ну да не это главное.
Вдруг он срывается с места: «Я лучше соберу такой же замок!»… Вытаскивает упаковку, в которой давно и безнадёжно перепутаны детали трёх конструкторов, и начинает строить башню. Въезд в арку закрывает створкой – это подъёмный мост, в котором, разъясняет мне Богдан, установлен объектив, через который видно, кто подошёл к воротам…
И в довершение украшает строение пластиковым цветочком из ещё одной головоломки.
Оно и в самом деле: заниматься строительством интереснее, чем решать задачки из учебника!
.
- Дедуля, а какие зубы были у мегалодона? А кто победит: мегалодон или акула?..
Пытаюсь объяснить, что магалодон – предок современной акулы. Но что такое эволюция, ребёнку пока непонятно.
Тема получает развитие:
- А как кусает акула? Ведь рот у неё маленький…
- Так он маленький пока закрыт. А как акула его распахнёт, так рот получается огромный…
В разговор вмешивается Захар:
- Жаль, что у нас зубы не такие как у акулы – у неё зубы всю жизнь вырастают новые и новые…
Для него тема животрепещущая – в этот день выпал очередной молочный зубик…
- Дед, а где прячется коренной зуб, когда у человека ещё молочный не выпал?..
.
И так – весь день!
Нет, друзья, никакой «Алисы» – это ж настолько замечательно, когда разговариваешь с детками!
.
Никакой «Алисы»: https://starodymov.ru/?p=44000
К записи "Визит внуков. О чём мы разговаривали" пока нет комментариев