9 сентября 1945 года – умерла Зинаида Гиппиус,

знаменитая русская поэтесса Серебряного века.

Как официально она характеризуется, «идеолог русского символизма».

Родилась в ноябре 1869 года в знаменитом городке Белёве – только вот сладкой жизни у неё не получилось. Отец у неё был юристом, некоторое время даже занимал пост обер-прокурора, а мать выросла в семье полицмейстера… Так что, казалось бы, ей на роду написано стать добропорядочной верноподданной российской монархии. Однако так не случилось.

Отец рано умер от чахотки, та же болезнь проявилась и у Зинаиды… И этот факт в значительной степени повлиял на всю её дальнейшую жизнь.

Сейчас судьбу поэтессы пересказывать не буду – по возможности вернусь в другой раз; тем более, что тут есть что рассказать.

У неё сложилась очень непростая и богатая на события и знакомства судьба. Коротко и не расскажешь. Она подолгу жила за границей; ну а после прихода к власти большевиков вообще обосновалась в Париже. Талантливая поэтесса, Зинаида Николаевна всю жизнь отличалась активностью – как общественной, так и творческой. Впрочем, разбор поэтического дарования – не мой конёк.

Но вот что бросается в глаза! Всю жизнь Зинаида Гиппиус что-то-то отрицала. А точнее сказать: отрицала всё происходящее, осуждала все политические события, которых немало произошло в течение её жизни. Она последовательно осуждала монархию, потом вступление России в Первую мировую войну, потом Керенского и Временное правительство, потом Октябрь и большевиков, потом Герберта Уэллса, потом Пилсудского и Савинкова, потом Гитлера, потом Мюнхенский сговор, потом Договор о ненападении…

Последние годы её жизни были омрачены тем, что её муж, Дмитрий Мережковский, после нападения Германии на СССР выступил по германскому радио и призвал к всеобщей борьбе с большевизмом. Сам он вскоре умер, однако эмиграция, в большинстве своём поддерживавшая Россию, пусть и большевистскую, отвернулась от вдовы…

Она так и умерла в одиночестве. Её до конца поддерживал только Владимир Злобин, секретарь Мережковского и Гиппиус. Похоронена поэтесса на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.