Петербургский дневник, 28.7.2025 г.

Борис Подопригора

Между тем

Между темами и пройдёмся. И хотя июльская жара располагает к поиску прохлады, к горячим точкам обращено традиционное внимание.

Третий, формально 38-минутный, раунд стамбульских переговоров ни к чему важному не привёл. Разговор об обмене пленными и телами погибших можно вести и по телефону. Киев изначально видит своей задачей публичное изобличение Москвы, а не приближение мира в его приемлемом для всех сторон виде. Отсюда полное игнорирование российских условий прекращения войны. Вместо этого – долгое обсуждение полномочий Мединского, которого исподтишка обвиняют в предательстве его малой родины на Украине. И уже не важно, что практически все родственники главкома ВСУ Сырского проживают в России. Здесь же маниакальное требование встречи Зеленского с Путиным. При том, что лидеры стран (безотносительно статуса Зеленского) подписывают итоговое соглашения, но не участвуют в предварительных переговорах. А пока, повторим, нет даже общего понимания, что такое примирение.

Создаётся впечатление, что задачей коллективного Запада является дискредитация и ослабление России на фоне 50-дневного ультиматума Трампа. Цель – побольнее нас ударить, прежде всего, «снять нас с энергетической иглы». Британия и Евросоюз снизили потолок цен на российскую нефть с 60 до 47,6 долларов за баррель. То есть, нам установлен ценовой предел на уровне 15 процентов ниже средней рыночной цены. Хорошего в этом мало. Тем более что наша многоотраслевая экономическая практика ориентирована на 60 долларов, а реакция наших традиционных энергополучателей пока не прояснена. В санкционный список внесена компания Litasco Middle East – торговое подразделение ЛУКОЙЛа, которое базируется в сверхосторожном Дубае. Под санкции также попали 135 нефтяных танкеров, считающихся теневым флотом России.

На этом фоне собственно военная динамика в зоне СВО знаковых изменений не претерпела. По данным британских СМИ, армия России «ежедневно занимает 2.5-3 кв. км территории Украины». При этом Украина «до получения наступательного оружия четырёх видов не может повторить курскую операцию». Несколько меланхолично Киеву предложено «нарастить долю украинского оружия в зоне боевых действий до 50 процентов в течение шести месяцев работы нового состава правительства».

Киеву предлагается «учесть другие возможности по предупреждению поражения Европы». Все приведённые предложения-комментарии не расшифрованы, но звучат зловеще. Канцлер ФРГ Мерц уже обсудил с Зеленским обучение украинских военнослужащих обращению с крылатыми ракетами Taurus. Прочие планы пока подвешены. В ответ мы подчеркнули: любые грузы, которые содержат оружие для Украины, являются нашей законной целью. Тем более, что главные маршруты поставок нам давно известны. Сухопутный маршрут – Румыния-Затока-Одесса-Галиция, черноморский – через Измаил – туда же.

Более тревожен расширенный международный фон. Его составляет антироссийская накачка западного общественного мнения. Повторим: доводы и предложения России политический класс европейских стран не приемлет. Правда, судя по социологическим выкладкам, ситуация «на местах» – запутанная. Если 26-процентная враждебность к нам поляков и 10-процентная – финнов, вообще говоря, привычны, то ни французы, ни итальянцы, ни испанцы статистически нам не враждебны. Там 4-6 процентов враждебности неизменны с 2014 года. Существеннее для нас нагнетание страстей вокруг Балтийского моря и Калининграда. В стратегической привязке, а не в абстрактном нас оплёвывании мы видим угрозу перерастания враждебности в любой по последствиям конфликт. Но для полноты картины процитируем Бисмарка: «В России всё не так, как выглядит со стороны».

Промелькнём ещё между некоторыми темами. По итогам бразильского саммита БРИКС обращено внимание на страну проведения. Впервые замечен так называемый «sec-rep», что-то вроде «втор-повтор». Речь идёт о заявке Бразилии на безальтернативно второе после США место в трансамериканском раскладе, а также о «репетиции» выдвижения на континентальные «подмостки» идей Боливара, Чавеса и даже Фиделя. Далеко пойдут…

В Саудовской Аравии – неформального регулятора мировых цен на энергоносители – заметны расхождения на уровне высших элит. Тем более, что король – болен. Приблизительно половина – по-прежнему ориентирована на Запад, точнее на западные рынки – без углубления в прочие темы. Но другая половина уже связывает своё будущее с Китаем. Правда, на условиях китайского посредничества в непростых отношениях Эр-Рияда с Тегераном. Им есть что делить. Ситуация, возможно, обострится.

Важная частность с просторов СНГ. Ранее Ереван предполагал, что контроль над Зангезурским коридором, связывающим основную часть Азербайджана с Нахичеванским эксклавом, будет осуществлять Россия. Но теперь и в Ереване, и в Баку говорят о «новом хозяине» в лице США. Хотя в аппарате правительства Армении заявили, что «не обсуждают передачу контроля над Зангезурским коридором, так как он является территорией страны». Тем временем Баку впервые громко поддержал Киев. Отсюда вопросы… Например, о результативности наших дипломатических и прочих усилий.

Знаете, что символизирует надежду? И наоборот – безнадёжность? – Непривычные латинские антонимы: символ и диавол. Символ – это позитивный образ. Ну и наоборот… Лето в европейской и азиатской парадигме – безотносительно жары – это время надежд на «урожай». А по осени принято считать цыплят. Подождём…