27 июля 1915 года – началось Новогеоргиевское сражение

Описание привожу по справочнику Николая Шефова «Битвы России» с незначительными уточнениями.

Осада и взятие Новогеоргиевска 27 июля – 6 августа 1915 года 17-м германским осадным корпусом под командованием генерала от инфантерии Ганса Безелера (назначенного впоследствии губернатором оккупированной Польши). Крепость защищал 86-тысячный русский гарнизон под командованием генерала от кавалерии Николая Бобыря. Решив защищать эту мощную крепость в Польше до последней возможности, российское командование своевременно не эвакуировало гарнизон. Но при этом командующий войсками Северо-Западного фронта генерал М.В. Алексеев заменил кадровый 27-й корпус, составлявший с начала войны основу крепостного гарнизона, на пехотные дивизии из ополченцев. Это резко снизило уровень боеспособности гарнизона.

Начав осаду, немцы 31 июля отбросили защитников Новогеоргиевска на линию фронта, а 1 августа начали артобстрел и штурм крепости. После захвата немецкими частями нескольких второстепенных укреплений комендант крепости Бобырь вступил с немцами в переговоры и сдал крепость. Потери русских составили 3 тыс. убитыми и 83 тыс. пленными. Сдача почти без сопротивления одной из самых мощных русских крепостей стала крупной неудачей российских вооружённых сил в кампании 1915 года.

.

Вообще, что творилось на фронтах в ту пору – остаётся только диву даваться!

См.: https://starodymov.ru/?p=48314

В вопросе о том, имел ли возможность сопротивляться гарнизон, и была в том необходимость, правильно ли поступил Николай Павлович, сдав крепость и сохранив тысячи жизней, или нет, тут можно спорить. Оно, конечно, капитуляция есть капитуляция – позор для генерала. Но если на фронте бардак, нет надежды на вызволение, и непонятно, во имя чего война, вопросы остаются без ответа. Хотя преобладают, конечно, такие оценки, как «презренный Бобырь» и «позорный генерал»… Признаться, мне именно эти оценки понятнее.

В любом случае, дальнейшая судьба генерала Бобыря незавидна – до конца войны он находился в офицерском лагере в Бранденбурге, потом вернулся в Россию, проживал в Крыму, в Гражданской войне не участвовал… Но в 1920 году всё равно расстрелян. Ну а судьба почти ста тысяч солдат и офицеров, которых он сдал немцам, в большинстве своём осталась неизвестной.