15 июля 1815 года – возвращение Михаила Лазарева,

будущего адмирала, а тогда ещё лейтенанта, из Южной Америки в Россию.

Вообще диву иной раз даёшься деяниям наших предков! Я не нашёл информации, сколько моряков составляли экипаж шлюпа «Суворов». Но, судя по описанию судов данного класса начала XIX века, могу предположить, что где-то до ста человек. Во главе команды стоит лейтенант, имеющий опыт морской службы всего пять лет. И вот это судёнышко в 1813 году отправляется в кругосветное плавание! Это ж насколько, с одной стороны, государство, в лице Адмиралтейства, доверяет юному офицеру и его подчинённым, а с другой стороны, какую надо иметь отвагу, чтобы отправляться на таком судёнышке в неведомое!.. Ладно, пусть не совсем уж в неведомое, но навстречу неведомым приключениям!..

Где только ни побывал Лазарев и его «Суворов»! Бразилия, Австралия, Русская Америка, Перу… Атолл Суворова тоже они открыли (а могли бы и атоллом Лазарева назвать, и справедливо было бы…). И грузы доставили в русские заморские колонии, и оттуда груз приняли…

Шлюп вернулся в Кронштадт 15 июля 1815 года.

И совершенно закономерно, что именно Михаилу Петровичу через четыре года поручили практическую подготовку к плаванию к Южному полюсу. Накопленный им опыт не использовать было бы непростительно. Успех похода шлюпов «Восток» и «Мирный» в немалой степени основывался на опыте «Суворова».