8 июля в России празднуют День семьи, любви и верности
По большому счёту, изначально он задумывался как альтернатива имплантированному в нашу действительность Дню св. Валентина. Этому импортному святому противопоставлены православные Давид и Евфросиния (в миру – Пётр и Феврония).
Вспомним об этих людях, о их мирских деяниях.
Иной раз можно услышать суждение, что Валентин – католический святой. Это не так. Прежде всего, следует отметить, что среди мучеников раннего христианства в Древнем Риме зафиксировано три человека по имени Валентин. Который именно стал прообразом нынешнего популярного покровителя влюблённых, доподлинно неизвестно. А культ его начал формироваться уже в XVI столетии в Великобритании. Тогда же сформировалась и легенда о его житие. А череп, который сегодня считается черепом Валентина, вообще найдет в середине XIX столетия.
Это – факты. Теперь перейдём к легендарной (или полулегендарной) части биографии святого.
Согласно основной (но, повторю, не единственной) легенде, Валентин жил и был казнён в III веке, ещё до разделения церквей на Православную и Католическую, которое произошло в XI веке, а потому признаётся всем христианским миром. Будучи епископом, Валентин исцелил дочь одного из имперских сановников, в результате чего и сам сановник, и его семья приняли христианство. Взбешённый столь вопиющим покушением на теологические основы государственности, император Клавдий II приказал обезглавить Валентина. Казнь состоялась 14 февраля 269 года, в день, посвященный покровительнице любви богине Юноне, в который римляне традиционно передавали друг другу любовные (а то и откровенно похотливые) послания. Так и повелось, что обезглавленный христианский епископ стал покровителем языческого праздника влюбленных. Весьма сомнительная честь, если сделать поправку на тот разнузданный разврат, который царил в Риме в период его упадка – чтобы убедиться в этом, достаточно почитать эротический роман «Сатирикон» пера Петрония Арбитра, это самое древнее дошедшее до нас светское литературное произведение.
Православная церковь чтит за образец христианского супружества святых Петра и Февронию. Жили они в XIII веке. Пётр был муромским князем. Однажды его от тяжкой кожной болезни излечила дочь простого бортника Феврония. Будучи больным, он обещал жениться на ней в случае исцеления, однако, выздоровев, не сдержал слово. Болезнь возобновилась, юная знахарка вновь излечила князя, теперь уже он взял ее в жёны (да и кто бы этого не сделал, при таком раскладе, когда собственное здоровье зависит от гнева или милости обманутой женщины?). Брак был явным мезальянсом, местная знать принимать юную княгиню не пожелала и потребовала изгнания – или её, или обоих. Княжество княжеством, а здоровье дороже! Не то из боязни возобновления болезни, не то и в самом деле из большой любви, Пётр отрёкся от княжества и поселился с красавицей женой в лесу на берегу Оки.
В Муроме же тотчас разгорелась борьба за власть. Уступать никто не желал, началась смута, претенденты на власть и их сторонники убивали друг друга. Ну а потом и порешили муромчане: чем усобица, уж пусть лучше княгиня из простонародья. Призвали князя-изгоя назад. И тут же воцарились в княжестве покой и благоденствие. После чего жили Пётр и Феврония долго и счастливо, и умерли в один день, 25 июня 1228 года, приняв перед смертью постриг под именами Давид и Евфросиния. Супруги просили похоронить их в одном гробу, однако церковь сочла такое пожелание идущим вразрез с каноном, похоронили их как положено, однако уже на следующее утро тела оказались вместе. Так гласит легенда.
Именно день их кончины, 25 июня (8 июля по новому стилю), и предложено считать российским Днём влюбленных.
Так что давайте сегодня просто вспомним наших православных святых, почивших почти восемь столетий тому. Они были людьми, со своими слабостями, со своими грехами, они были детьми своего времени. И если смогли своей любовью остановить междоусобную (пусть и крохотную, в масштабах одного небольшого княжества) войну, уже за это Пётр и Феврония достойны того, чтобы их чтили восемь столетий после кончины.
К записи "Праздники. Любовь отправляющая на плаху, любовь, останавливающая войны" пока нет комментариев