ПАДЕНИЕ НАПОЛЕОНА СТАЛО НЕИЗБЕЖНЫМ

См.: https://starodymov.ru/?p=47970

20 июня 1815 года – Наполеон примчался в Париж, провёл заседание правительства и потребовал себе диктаторских полномочий.

Что и говорить: в тот момент в таком варианте резон имелся. Только для диктатуры требуется реальная военная сила, а также государственный аппарат, на который можно опереться. У Бонапарта этих опор уже не осталось. Армия осталась далеко, а парламент оказался настроенным против него

.

21 июня 1815 года – состоялось экстренное заседание Палаты представителей Франции.

С программным заявлением выступил маркиз Жильбер де Лафайетт, который предложил парламентариям взять на себя власть, вооружить Парижскую Национальную гвардию и готовиться к отражению наступления войск коалиции. Ну а членам наполеоновского правительства явиться на заседание Палаты Представителей и отчитаться о своей деятельности и планах. С некоторыми поправками декларация получила одобрение. После чего передана на одобрение в Палату пэров, где её тотчас приняли.

Узнав об этом решении взбешённый Наполеон изрёк очередной афоризм: «Мне следовало их разогнать до отъезда». Что тут сказать?.. Разве что попытаться перевести на французский наш афоризм: «Поздно пить боржоми, когда почти уже выпали»… Наверное, некий аналог у галлов имеется.

Приходится повторить: после триумфального возвращения Бонапарта из ссылки с острова Эльба он делал одну ошибку за другой. Начнём с того, что и само возвращение можно считать главной ошибкой, но тут уж ладно – не станем затрагивать этот вопрос. Но остальное… Казалось бы, на поверхности: коль ты пришёл царствовать, так нечего и демократию разводить! Коль дал волю парламентариям, так и подчиняйся законам, которые сам же установил!.. А то выпустил джинна из бутылки, и потом удивился, что джинн не желает служить ему!..

Впрочем, чего уж там..

Пересказывать события того невероятно насыщенного дня пришлось бы долго. Кто-то из депутатов сформулировал общее мнение парламента:

– Европа объявила войну только Наполеону. Только один человек стоит между французской нацией и всем остальным миром. Пусть он скажет своё слово – и нация будет спасена.

Сколько же подобных случаев знает история, когда по вине одного-единственного человека целые страны и народы оказываются перед пропастью!

В 23 часа Лафайетт выступил с предложением из двух пунктов: низложение Наполеона, создание комиссии для переговоров с командованием войск коалиции. Резолюцию приняли безоговорочно.

.

21 июня 1815 года – британские и прусские войска перешли границу и вступили в пределы Франции.