ВЕСЕННЕЕ НАСТУПЛЕНИЕ

(Из воспоминания Владимира Чупахина)

Предварительно: https://starodymov.ru/?p=47910

Весна 1995-го выдалась ранней, дружной, богатой на погожие дни и важные события. Приближалась 50-летие Великой Победы. Наш военно-исторический отдел во главе с Юрием Рубцовым во взаимодействии с другими отделами почти год вел газетную кампанию в честь юбилея. Теперь тут дело шло к завершению. Ну а в Чечне успешно пошло освобождение равнинной части республики. Две информационных реки, два потока материалов как бы дополняли друг друга. В материалах под рубриками «Победа и мы», «Энциклопедия Победы» и т.д. речь шла о героических страницах Великой Отечественной, а рядом соседствовали публикации о чеченской войне. Под рубрикой «Герои среди нас» мы писали о фронтовиках, и тут же рядом шли очерки о Героях России, удостоенных этого звания в ходе чеченской кампании…

6 марта дудаевцы были окончательно выбиты из Грозного, и, хотя бои по-прежнему шли жестокие, это были все-таки не городские «мясорубки»: на равнине наши войска почувствовали себя гораздо увереннее. К концу марта они вышли на окраины Гудермеса, Аргуна, Шали…

Позитивные изменения стали видны и в информационной сфере. Глупая идея с замыканием всего потока военных новостей на пресс-службу Правительства РФ окончательно провалилась. Информационные структуры силовых ведомств – МВД, ФСК, МЧС и т.д. на глазах раскрепощались, все больше проявляли самостоятельность и все активнее снабжали нас информацией по линии своих ведомств. Активизировало свою работу и Управление информации Министерства обороны. В частности, с марта 1995-го началась практика направления в боевые порядки наших войск «журналистских десантов», составленных из сотрудников гражданских СМИ. Таким образом делалась попытка переломить предвзятое отношение «демократической» прессы к воюющей армии.

В одном из первых таких «десантов» в неожиданной роли пришлось поработать нашему корреспонденту Николаю Стародымову. Дело в том, что в разношерстную команду журналистов, которую привезли в расположение наших войск на подступы к Гудермесу наряду с прочими входила телевизионная группа НТВ. От энтэвэшников всего можно было ждать. Вот нас и попросили, чтобы кто-то из краснозвездовцев сопровождал их, показывая и доказывая телевизионщикам, что с дудаевцами воюют настоящие, славные парни, честно выполняющие воинский долг.

Стародымову пришлось в этой командировке нести двойную нагрузку. Во-первых, надо было делать основную работу – слать в редакцию оперативные материалы. Он выдавал их один за одним: «Гудермес. Двойной блок», «Сорок суток в огне», «Генерал Скородумов» и т.д. Ну и со своим «непрофильным заданием» – опекать энтэвэшников – Николай справился. На НТВ наконец-то появился позитивный телесюжет о наших воинах, воюющих в Чечне…

Николай Стародымов получил назначение в «Красную звезду» в январе 1995-го, а в марте он уже поехал в Чечню, в зону боевых действий. Это, конечно, прецедент, который прежде был бы немыслим. Новичкам в нашей редакции всегда давали время на становление, на некоторую раскачку, но дело в том, что Стародымов, как и Александр Веклич, о котором уже рассказано ранее, был офицером, имевшим афганскую закалку. С августа 1985 года он служил в Шинданде, ответственным секретарем газеты «Гвардеец» 5-й гвардейской мотострелковой дивизии. Совершил более 20 боевых выходов, в том числе участвовал в перехвате душманского каравана, в десантировании на вертолетах в тыл одной из банд моджахедов и т.д. К нам в редакции он пришел, имея орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3 степени.

Ну а за работу по освещению чеченской войны Николай получит орден «За военные заслуги». После мартовской командировки у него будет еще две таких же командировки. Наиболее результативной, на мой взгляд, стала поездка в июле 1995-го, когда Стародымову довелось первому из журналистов довелось оказаться в освобожденном от дудаевских боевиков горном селении Шатой. Он напишет об этом большой материал «Так брали Шатой», за который будет удостоен премии Союза журналистов России.

Еще при представлении Стародымова по случаю назначения в «Звездочку», я понял: это ценное кадровое приобретение. Донской казак, потомственный офицер. Степенный, рассудительный человек, знающий себе цену, и в то же время надежный и исполнительный. В 1974 году он окончил Донецкое высшее военно-политическое училище. После выпуска служил замполитом военно-строительной роты в Подмосковье. Потом последовал перевод в ТуркВО, где командование, видя склонность офицера к сочинительству, предложило ему должность корреспондента-организатора дивизионной газеты «Красная знамя» в Кизил-Арвате.

Но журналистика журналистикой, а все время жила в Николае тяга к писательству. Как сам он признавался, первый фантастический роман он начал писать в … 9 лет! А вот первые книги (в основном детективы) из-под пера Николая стали выходить в начале 90-х. Сам Стародымов самокритично относился к ним, говоря, что написаны они «в жанре пиф-паф»: слишком много крови, смертей. Что поделаешь, лихие 90-е – это такое время, когда в издательствах было востребовано именно такое чтиво. Автора, принесшего рукопись, спрашивали: «Сколько трупов?» – «Восемь». – «Маловато»… Но со временем Николай перешел на гораздо более серьезную прозу – романы «Зульфагар», «Братишка, оставь покурить»… Ныне на счету Николая Александровича более 30 художественных, документальных и публицистических книг. Он член Союза писателей России, лауреат различных литературных премий.

.

Ссылка на первоисточник: https://vk.com/id732477645

.

Как я стал корреспондентом газеты «Красная звезда»: https://starodymov.ru/?p=44171

Первая командировка в Чечню: https://starodymov.ru/?p=47252

Вторая командировка в Чечню: https://starodymov.ru/?p=2151