19 мая 1825 года – умер Анри Сен-Симон,

французский аристократ, граф, и при этом социалист из числа тех, кого принято называть утопистами.

(Публикация доработанная и дополненная)

Читать о приключениях таких людей – истинное удовольствие; иметь с ними дело в реальной жизни – удовольствие ниже среднего. Они неприятны в общении, и это – неотъемлемое свойство их гениальности. Ну ладно, пусть не гениальности – неординарности.

Хотя… Можно ведь судить и иначе! Если у мыслителя есть доброхотные ученики, значит, в общении с ним они находят ответы на интересующие их вопросы бытия. Выходит, неприятным этот человек представляется только для обывателя, для человека же, предрасположенного к свободному полёту мысли, общение с неординарным философом необходимо…

Вот и попробуй разберись в этом противоречии!

Анри – отпрыск старинного знатного аристократического рода. Ему бы следовать предначертанным предками путём – и проблем не знать!.. Ан нет же: всё норовил пойти не в русле общепринятых представлений о том, что есть правильно, а наперекосяк. Будучи тринадцатилетним юнцом, отказался соблюдать религиозные обряды, чем поверг чрезвычайно набожного отца в шок, да в такой, что папаша упёк сыночка для вразумления в тюрьму!.. История получила огласку – и Анри сделал из случившегося совершенно неожиданный вывод: стремление к славе является побудительной причиной деятельности человека; даже если и слава, и деятельность в глазах общественности выглядят сомнительными.

И дальше Сен-Симон постоянно стремился совершить нечто такое, чтобы именно прославиться. То он отправился в Америке воевать за свободу колоний от английской короны, где попал в плен британцам, и оставался полонённым до конца войны. То предложил испанскому колониальному правительству Мексики проект канала, соединившего бы два омывающих страну океана – прообраз Панамского. Назначенный комендантом крепости по возвращении во Францию, принимается изучать математику. Потом пытался выступить инициатором франко-голландского антибританского военно-экономического союза. Предложил испанскому правительству прорыть канал от Мадрида до моря – вовсе уж утопическая идея…

В общем, фонтанировал инициативами, которые в большинстве своём не находили поддержки. Заметим с сарказмом: тут поневоле станешь философом…

В конце концов, промотав всё наследство, обнищавший граф вынужден работать переписчиком бумаг в ломбарде, за истинные гроши. Он выпрашивал деньги у состоятельных людей на издание брошюр с философскими размышлениями. А когда совсем оставался без средств, переписывал свои труды в нескольких экземплярах и раздавал-рассылал адресатам.

В период Великой Французской революции пережил столько приключений, что можно писать целый роман! При этом зарекомендовав себя человеком не всегда последовательным в своих действиях, как-то сумел ведь просочиться меж жерновами 93-го года!..

Естественными науками всерьёз Сен-Симон занялся с 1797 года.

Даже к вопросу брака отнёсся философски: к мадам де Сталь сватался, считая, что она – единственная из женщин – сможет стать его союзником (ну и материальное положение подправит)…

…Вообще жизнь и воззрения Сен-Симона заслуживают более обстоятельного разговора, и его просто невозможно изложить в одной краткой публикации.

Сен-Симон считал, что все граждане обязаны трудиться – и бедные, и богатые. И умные, и не очень. Он считал, что буржуазия имеет обязательства перед пролетариатом; и эта его идея отшатнула от него последних состоятельных покровителей. Он выступал против войн – миром, по его мнению, должны править не Александры, а ученики Архимеда. Он выступил с идеей создания европейского органа (типа парламента), который урегулировал бы межгосударственные недоразумения – что-то типа Лиги Наций или ООН. Он выступил с идеей создания «Нового христианства» – коль даже ученики не поняли Христа, то что уж говорить о его последователях девятнадцатого столетия! Он ратовал за развитие капитализма, промышленности, производства, называя рантье паразитами. Он считал, что общественный прогресс возможен только в обществе, где развиваются наука, искусства, ремёсла…

И много ещё идей высказал нищий граф-революционер. В своём фундаментальном труде «Три источника и три составные части марксизма» Владимир Ленин учение Сен-Симона включил именно в источники (наряду с воззрениями Франсуа Фурье и Роберта Оуэна).

Ну и главное в заключение…

Знаменитый лозунг социализма «От каждого по способности, каждому – по труду!» – сконцентрированное выражение социальных идей Сен-Симона.

Друг Сен-Симона, на руках которого он умирал, впоследствии писал, что последними словами мыслителя стала фраза:

- Думают, что всякая религиозная система должна исчезнуть, потому что доказана дряхлость католицизма. Это – глубокое заблуждение, ибо религия не может покинуть мир, она может только видоизмениться… Вся моя жизнь резюмируется в одну мысль: обеспечить людям свободное развитие их способностей… Участь рабочих будет устроена, будущность принадлежит нам…

Немного сумбурно, конечно, сказано, ну да только человек уже одной ногой шагнул в Вечность… Мысли-то понятны!..

Равно как понятно, что человек и в самом деле утопист.

…Похоронили Сен-Симона на кладбище Пер-Лашез. На похороны пришли ученики друзья; а из родственников – ни одного человека. Да оно и понятно, по большому счёту…

В завершение – цитата из трудов Сен-Симона; я взял на себя ответственность выстроить её чуточку более привычно для русского стиля, не посягая на суть высказывания.

«Большой правительственный аппарат для поддержания порядка нужен только тогда, когда политическая система не стремится определённо к общественному процветанию, потому что в этом случае на народную массу неизбежно приходится смотреть как на врага установленного порядка. Но когда каждый ясно видит цель, к которому идёт общество, – повышение благосостояния, и последовательные шаги, приближающие к ней, тогда масса населения пользуется пассивной силой, которой одной достаточно для обуздания противообщественного меньшинства».

.