15 апреля 1765 года – умер Михаил Ломоносов,

великий русский учёный.

Понимаю, что вновь и вновь затрагивать вопрос о том, что же истинный отец нашего великого учёного, это моветон. Об этом уже столько писано и говорено, что оскомину набило.

Но вот мне пришло в голову одно соображение, которое я ни у кого больше не встречал, что и побудило вернуться к теме.

Как известно, в детстве царевич Пётр мало-мальски достойного образования не получил. А то, что со временем он стал весьма образованным человеком – это исключительно его собственная заслуга, следствие его личной тяги к знаниям и умения учиться. (Если, конечно, исключить версию о подмене). Вся жизнь Петра Алексеевича служит опровержением точки зрения, что для активного усвоения базового багажа знаний есть вполне определённый возраст, и постепенно эта способность ослабевает. Грамотно писать он так и не научился, но при этом стал высокообразованным человеком – такое пусть и нечасто, но случается.

Но ведь Михаил Ломоносов в значительной степени повторил тот же путь: не получив толком начального образования, уже в весьма зрелых годах он начал навёрстывать упущенное, и в результате добился феноменальных результатов, удостоившись права продолжить учёбу за границей, где совершил поистине фантастический рывок в образовании.

Не утверждая наверное, я всё же вполне допускаю вариант, что Ломоносов был сыном Петра. Ведь побывал царь-батюшка в Поморье, и грешил во время своих путешествий немало, и внешностью они схожи… И при учёте сказанного, приведённое рассуждение, опять же, на мой взгляд, косвенно подтверждает эту вероятность: сын вполне мог повторить особенности развития своего отца. Притянуто за уши?.. Возможно. Не настаиваю на версии.

Ну да ладно, отцовство в данном случае – не принципиально.

Хочется привести несколько примеров того, какие открытия и изобретения обессмертили имя Ломоносова.

.

Открыл наличие атмосферы вокруг Венеры.

Насколько буднично это звучит. А между тем… Сотни, если не тысячи учёных мира наблюдали за этим явлением – прохождением Венеры по диску Солнца. И только один Михайло Васильевич обратил внимание на искривление видимого пространства вокруг планеты, и сделал из этого вполне конкретный вывод. Для всех последующих поколений астрономов это стало примером: совершать открытия во Вселенной вполне успешно можно по косвенным признакам, не только по объектам, которые можно разглядеть в телескоп.

.

Получив твёрдую ртуть и исследовав её, доказал, что это металл, пусть и со столь необычными свойствами.

.

Доказал, что все вещества состоят из мельчайших элементов – т.н. корпускулярно-кинетическая теория.

Понятно, он не мог погрузиться в кварки и субкварки, но для своего времени теория стала прорывной. Теорию, что вся материя состоит из пра-частиц, знали ещё в античности. Но в научную сферу это знание древних перевёл именно Михайло Васильевич.

.

Стал основоположником нового направления в науке – физической химии.

Когда у меня спрашивают, что это за наука такая, физикохимия, я привожу только один пример. Если острый металлический нож оставить в воде, он утратит свою остроту. Ножи следует мыть тут же, не оставлять в воде на потом. Вот это и есть бытовая физикохимия.

.

Объяснил природу Северного сияния.

Обратите внимание: объяснил природу полярного сияния на базе знаний начала XVIII столетия! Не гений, скажете?

.

Создал науку о стекле и мозаике.

К сожалению, с его кончиной наука впала в спячку и восстанавливать её пришлось потомкам.

.

Заложил основы географической экономики.

Для нас это очевидно. Более того, мы на этой науке паразитируем. А открыл закономерность Ломоносов!

.

Оставил грандиозный след в формировании современного русского литературного языка.

Это отдельная и глобальная тема.

.

Открыл закон сохранения материи и движения (читай: энергии).

Ну, тут вообще открытие из открытий. Вот ведь оно как: Эйнштейна знает весь мир, а Ломоносова – только мы, его соотечественники. А куда б Альберт Германович без открытия Михаилы Васильевича?..

.

Заложил основы отечественной научной геологии.

Геологов в ту пору называли рудознатцы. Они исследовали природу эмпирическим путём. Теперь же речь шла уже о научном методе.

.

Высказал идею (пусть и не первый) о перспективе освоения Северного морского пути.

Что и говорить: идея перспективная, что называется, в воздухе витала.

.

Создал основу русской школы оптики.

.

Разработал теорию об атмосферном электричестве.

.

Сделал большой вклад в развитие отечественной картографии. В частности, составил карту Арктики.

.

Сделал огромный вклад в отечественную историческую науку.

Ломоносов едва не первым восстал против норманнской теории формирования России.

.

Являлся сторонником теории эволюции природы.

Высказал догадки об органическом происхождении торфа, угля, нефти и других видов природного топлива.

.

И этот список можно продолжать.

Удивительной многогранной эрудиции человек. В отечественной науке равному ему и не сыскать, пожалуй… Да и в мировой равных ему – буквально единицы.

.

Ну и несколько высказываний нашего гения.

.

Ленивый человек в беспечном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая кроме смраду и презренных гадин ничего не производит.

.

Ежели ты хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели худое сделаешь с услаждением, услаждение минется, а худое останется.

Как бы хотелось, чтобы политики помнили этот тезис!

.

Любовь сильна, как молния, и без грому проницает, но самые сильные её удары приятны.

Это уж кто бы спорил!

.

Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что на псалтыре научиться можно астрономии или химии.

.

Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит.

Ну, это, положим, не всем…

.

Кто волком родился, тому лисицею не бывать.

Из этого тезиса можно бы вывести, что Ломоносов был основоположником генетики… Шутка, конечно.

.

Иногда промедление смерти подобно.

Сколько обыгрывалась эта фраза. А вот о том, кто её первым произнёс, не все знаю. А впрочем, может, и он у кого заимствовал?..

.

Ну и ещё интересный факт из биографии Ломоносова. В 1760 году куратору Московского университета Ивану Шувалову представили братьев Фонвизиных – Павла и Дениса. Их специально привезли в Петербург как лучших учеников университетской гимназии. Так случилось, что у Шувалова оказался Михаил Ломоносов, который побеседовал с бойким и смышлёным Денисом… такая вот случилась литературная преемственность.

.

Ещё о Ломоносове: https://starodymov.ru/?p=42558

Денис Фонвизин: https://starodymov.ru/?p=47457