Публикуется в авторской редакции

СЛАБЫЙ, ПОБЕЖДАЮЩИЙ СИЛЬНОГО.

Когда на твоей стороне товарищи и правда.

В  Доме Кино на 46м ММКФ состоялась премьера фильма «Мятежники»

Что может сделать  слабый ребенок перед натиском могущественных взрослых, – бизнесменов и  чиновников ?  Оказывается, очень многое. Особенно, если  ты уверен в своей правоте и яростно готов бороться за права. И тебя в борьбе поддержат друзья и товарищи. Один за всех, -  и все за  одного!

Фильм «Мятежники»  (реж. Владимир Алеников, продюсер – Константин Серебряков), – это больше, чем основанная на реальных событиях драма детского дома – интерната, который сумели спасти от сноса под строительство элитного жилья сами дети. Из документальной истории Владимир Алеников сумел сделать идейно глубокий сюжет о взрослении личности.

У специалиста по сравнительной мифологии Дж. Кэмпбела есть известный труд, вышедший в России книгой «Тысячеликий герой».  В разных эпохах, в многообразных эпических сказаниях и мифах есть повторяющийся сюжет о том, как некий персонаж попадает на «территорию неизвестного», где проходит путь испытаний, обретает помощников, волшебную силу,  и вступает в схватку с чудовищем, во много раз сильнее себя. В том случае, если герой побеждает чудовище, персонаж  переходит в новый  статус. Психологи это называют «инициацией», то есть обретением своего подлинного имени. В новом статусе герой возвращается в прежний мир, и занимает в нем лидирующую позицию. Примеры подобных сюжетов есть во всех мифах мира, от Одиссея, заплутавшего по пути на Троянскую войну,  продолжая приключениями аргонавтов  под руководством Язона и   морскими странствиями Садко, и так, вплоть до русского  Ивана -дурака, отправившегося в тридевятое царство за Василисой Прекрасной. Нарратив «пути героя», словами филологов, весьма устойчив. Парадокс фильма «Мятежники» в том, что на этот путь становится не герой, а героиня.

Девочка – подросток  Настя (актриса Василиса Коростышевская) попадает в интернет по решению органов опеки, спасающих ребенка от собственной матери, которая, привыкнув жить за счет средств мужчин, лишившись  материальной поддержки, начинает в отчаянии спиваться.  Слабому и зависимому характеру матери (актриса Оксана Коростышевская), сценарист фильма противопоставляет твердый  и способный к бескомпромиссной  борьбе  характер ее собственной дочери. Но этот характер формируется в условиях интерната и нового социального окружения Насти.  И для того, чтобы из запуганного полуголодного и несчастного ребенка вырос взрослый и смелый человек, героине приходится пройти жесткие испытания, вступив  в схватку с «сильными мира сего», чиновниками и бизнесменами.

На пути трансформации личности, Настя встречает, как и положено в нарративе «пути героя» верного помощника-проводника. Примечателен образ этого персонажа, проводником в мир «особых детей» стал  слепой мальчик, который, обладает  личностными чертами, вызывающими симпатию зрителя. Во-первых, его речь успокаивает, ободряет, и не удивительно, что именно к нему и тянется Настя, перепуганная резкими   и грубоватыми шуточками воспитанников интерната. Он доброжелательно рассказывает «новенькой» о том, сколь непроста была жизнь каждого ребенка до того, как он попал в интернат. Во-вторых, слепой  мальчик необычайно интеллектуален, он много читает книг со специальным шрифтом. Именно он и придумывает неожиданный план,  как можно спасти дом- интернат от сноса под элитную новостройку. Вначале  с недоверием, а затем охотно, в этот план втягиваются все воспитанники.

Ключевой конфликт фильма разительно отличается  от подобного рода сюжетов.  На этот раз мы имеем дело не с клишированным  противостоянием «законно – не законно»,  а с более глубокими мотивами поступков. С точки зрения «буквы закона», чиновники ведут себя, как и подобает при инновационном масштабном  градостроительстве. На месте низких  «советских» домов строятся коммерчески прибыльные «высотки»  с большими торговыми площадями, подземной парковкой и закрытой, огороженной территорией.  Если сносится дом – интернат, то его жильцы расселяются по другим социальным учреждениям. И это – стандартная схема и она не является противоправной. Однако, в случае с героями нашего фильма, все намного сложнее.  «А что же будет с детьми?» – Восклицает директор интерната Галина Захарьевна Ольшанская (в роли – Ольга Волкова), -  Вы что, будете нас  выселять?».  И в ответ слышит  от руководителя строительной кампании бодрое и оптимистичное: «Не выселять, а расселять!». А вот в этом-то и проблема!   Оказывается, что детей нельзя отрывать друг от друга. Это – единый организм, сросшийся и неделимый. Среди детей – не только отправленные сюда по решению органов опеки,  но и так называемые «отказники», увечья которых оказались психологически непосильны родителям. Только все вместе эти дети, не приспособленные к выживанию  в жестоком конкурентном мире, чувствуют себя защищенно и уверенно. Каждый из них имеет тот или иной физический или умственный дефект (зрение, слух, заикание, аутизм,  паралич, неизлечимая  болезнь), но они дополняют друг друга и парадоксальным образом получается, что в интернете сформировался уникальный коллектив друзей, которых «не разлить водой».  Подобный пример дружбы, должен заставить задуматься учителей и обычных школ. Не секрет что именно в подростковом возрасте  среди школьников начинается борьба за лидерство, школьные классы распадаются на группировки, нередко враждующие между собой. В фильме показано подлинное лидерство и дружба.

Воспитанники интерната осознанно или неосознанно понимают, что подобной дружбы  и  чувства защищенности  как в интернете ( атмосфера, сформированная в многом благодаря директору Галине Захарьевне) они в «другом мире», агрессивной  конкурентной борьбы не встретят. И более того, некоторые из них прекрасно различают подлинные чувства и «показуху». Один из ярчайших эпизодов демонстрирует это. Заикающийся парень Руслан (в роли –  Максим Долинин)  почти уже обрел новую семью. На роскошном автомобиле его забирают из интерната на выходные  материально обеспеченные  предприниматель с  молодой женой. Супруги уже приняли решение усыновить мальчика, вылечить  заикание  «по лучшим современным методикам», и показать ему Арабские Эмираты. Дело  остается за  малым: за решением самого мальчика. И тут Руслан повергает всех в шок, наотрез отказавшись идти в жить в богатую семью. Захлебываясь словами,  свой отказ он мотивирует так: «Я им нужен для комплекта». На недоумение воспитанников интерната он поясняет: «ну, для полного набора. Квартира, машина. Теперь – еще нужен ребенок.». Он осознает,  что к нему относятся как к игрушке, как к вещи,  «для статуса». Между тем, дети, даже инвалиды, это –  личности.

Впрочем, по-настоящему вырасти над собой детям еще предстоит,  когда они вступят в схватку со строительно- чиновничьим «монстром». К слову, образы городской чиновницы ( в роли Ольга Спиркина)  и предпринимателя, ( в роли- Виталий  Даушев), партнера по идее строительства торгового центра созданы сценаристом и режиссером весьма корректно. За строительный проект они берутся хладнокровно, без  эмоций и  резких оценок,  в их лексике нет ни грубости, ни ядовитой иронии, ни презрения. Не испытывают они и ненависти к директору интерната Галине Ольшанской, спокойно и без раздражения обсуждая, как технически решить задачу: вывести ее за зону конфликта. Как говорится, «только бизнес  и ничего личного».

Пафосная «отправка директрисы на пенсию» с  охапкой цветов и почетным правительственным  дипломом,  резко усиливает конфликт. Теперь дети остались одни, и никто не защитит и не поддержит их. По «золотому канону» сценарного дела, обстановка накаляется еще и цейтнотом :  здание начнут  сносить не сегодня – завтра.  У детей есть всего лишь одна ночь на то, чтобы  самим, без помощи  взрослых,  остановить этот нарастающий ком разрушительных событий.

В нарративе «пути героя» именно такая ситуация и называется «решающая  схватка с чудовищем».  В этот момент пространство дома-интерената смешивается с пространством  средневекового театра масок. Тревожной ночи, за время которой дети должны  придумать выход, предшествует спектакль об «Орлеанской деве и королевском обществе». Национальную героиню  Франции, командовавшей армией во время Столетней войны, Жанну ДАрк играет воспитанница с короткой стрижкой Оксана  (в роли – Мирослава Смирнова). Она одета в доспехи,  а на вопросы  английской католической инквизиции, обвинявшей ее в «ведьминском колдовстве» почему она так выглядит, героиня отвечает : «потому что я воин и должна быть одета как мужчина».  Важна идея сценариста, нивелирующая понятие «гендера»,  над традиционными сюжетами о взаимоотношении полов он выше и значимее ставит идею борьбы за гуманистические ценности: свободу Родины,  и братство людей. Одновременно, мы помним, что Жанна дАрк предстала перед судом английской инквизиции, будучи передана им предателями из Бургундии, к которым она попала в плен. Расформирование интерната тоже начинается во многом «благодаря» предателю, завхозу интерната  (в роли – Евгений Марчелли)  внешне надежному сотруднику из ближайшего окружения директора Галины Ольшанской, который соблазнился на обещание предпринимателя, получить хорошую квартиру, в случае помощи бизнесу и чиновникам. Догадаться о том, что прагматичный завхоз «себе на уме» можно по реплике, которую тот бросает, спасая от смертельно опасного отравления Настю: «избавляться от нее надо. Я же вижу, какой характер». Но расшифровать эту реплику, поняв что для завхоза «плохой характер – это бунтарский и решительный характер» под силу лишь очень внимательному зрителю.

И еще примечательная деталь. В эпизоде,  показывающем репетицию спектакля об Орлеанской деве, устами директора Галины Захарьивны (в роли Ольга Волкова) озвучена идея о том, что «король еще не настоящий, это принц, который может стать королем». Другими словами, Король это не назначаемая должность, а результат твоего деяния. Чтобы перейти в новый социальный статус, предстоит  сделать нечто масштабное, превосходящее личные интересы.  Остаться на прежнем личностном уровне или же шагнуть вперед, – решают для себя не только герои спектакля, но ребята, разыгрывающие эту драму из революционного движения Франции. После спектакля и его премьеры ребята меняются как личности, они начинают непривычно для себя самих мыслить.

И, конечно,  сценарный ход «драмы в драме»  дает возможность  выходя на символику масок. Длинная, яркая сцена, когда дети в театральных мертвенно- белых  театральных масках  выходят к прессе, полиции, строителям и чиновникам. Они в масках до тех пор, пока у них нет уверенности, начнут ли с ними по-человечески разговаривать, или  же попытаются  силой разрушить «театральный мир» с его монолитной труппой.  Но на защиту «Мятежников», не желающих покидать свой дом, а самое главное, разбивать свою дружную  единую семью, встает пресса. Теперь чиновникам и бизнесменам будет гораздо сложнее «провернуть» свое прибыльное дело.

Очень выигрышным, на мой взгляд, является сценарное  решение именно в эпизоде выхода к прессе (кульминация фильма)  дать первую реплику Насте, героине, до этого момента молчавшей. (Эпизоды с Настей  кадре выстраивались на репликах ее партнера по «диалогу»). Оказывается, у Насти есть голос, и звучит он уверенно и твердо. Потому что у нее появилась цель, эта цель выше ее собственной личной жизни, и она за эту цель готова бороться. Вместе со слепым мальчиком она выходит на «прямой бой» со страшным монстром. Услышав брошенный журналистом вопрос  «Скажите, почему вы в масках? Расскажите нашему каналу!», – «Нам есть что сказать. Главное, чтобы нас услышали».

В эту секунду, у зрителя, возможно, возникает озарение: «каждому ребенку есть, что сказать взрослому. Но взрослые не хотят слушать и слышать».

Перед нами,  – огромный личностный путь, пройденный девочкой – подростком из семьи, где ее  родная  мать  бесцельно  и мучительно прожигает свои годы.  Путь, на котором  мы видим решительную и почти самостоятельную личность, способную принимать решение и бороться за интересы своих друзей. Не могу не отметить, с точки зрения режиссуры блестящую концовку где очевидна моральная победа детей и пение Насти на фоне стены. Однако, хотелось бы заметить, что начало фильма, где мы видим квартиру алкоголички  Зои (актриса Оксана Коростышевская) и приезд органов опеки, современного зрителя, привыкшего ходить в кино за развлечением, способно несколько напугать. Мне кажется, что фильм только выиграл бы, если бы он начинался с захватывающего эпизода побега девочки Насти ночью из интерната, когда невозможно  не сопереживать героине и не следить за ней, и зрительское внимание полностью поглощено этим побегом. Одновременно, история о том, как Настя  собственно  попала в интернат,  могла бы быть показана в форме тревожного ночного «сна». ( Тот же эпизод с органами опеки, но смонтированный в несколько ином визуальном формате, через наплывы и микшер, вывод в черно-белый цвет или сепию, с резкими разрывами между кадрами, тревожной музыкой ). Впрочем, это всего  лишь мое  мнение.

Фильм  получился удачным и вдохновляющим. Хотелось бы, чтобы  таких  социально значимых фильмов становилось больше. Оказывается, и слабый человек может быть сильнее сильного, если уверен в своей правоте, имеет цель и готов за нее бороться.

Анна Гранатова