2.

Начало: http://starodymov.ru/?p=43182

Вот этот-то человек, как доносили осведомители, активно поддерживал революционеров, в первую очередь народовольцев и левых эсеров. В частности, Николай Васильевич обеспечивал деньгами выпуск нелегальной литературы, в частности, радикальных газет и листовок. Он «крышевал» проведение встреч местных революционеров с приезжими лидерами революционного движения, в том числе, и с представителями террористического направления – организовывалось это под видом пикников.

Достаточно назвать лишь несколько имён боевиков, которые пользовались покровительством Мешкова: Екатерина Брешко-Брешковская, Григорий Гершуни, Николай Михайловский, Анна Распутина, а также знаменитый разоблачитель провокаторов «охранки» Владимир Бурцев. А ещё Мешков оказался близко знаком с Марией Фотиевой, которая со временем стала личным секретарём Ленина (запомним этот факт).

Ну и добавлю, что Николай Васильевич состоял в переписке с Максимом Горьким и Львом Толстым – но это дополнение сделано с единственной целью: показать, насколько он зарекомендовал себя человеком, с которым интересно общаться столь занятым людям.

…Так а что же дом, в котором Мешков проживал в Перми, и о котором уже упоминалось?

Городская легенда гласит, что на пороге его регулярно утром находили подброшенных младенцев. Почему зазорнорождённых деток приносили именно сюда?.. О причинах данной закономерности доподлинно неведомо (как, впрочем, неведомо, настолько ли часто это происходило, как гласит молва). Но легенда ведь потому и жива, что народ придумал некое обоснование, которое будоражит воображение – иначе заглохнет…

Это сегодня рождение ребёнка вне брака – обыденное явление. А в старину-то каково?.. Куда его девать-то, нежеланного, если у самой мамаши жизнь не складывается?.. Кто-то, конечно, и поступал жестоко, да только не так часто – всё же хотели родное дитя куда-то пристроить. В монастырь, например, женский…  В Москве имелось несколько «точек», где в старину традиционно оставляли подкидышей; и женщины, у которых по тем или иным причинам не могло быть своих деток, приходили сюда и брали неведомо чьих, записывая своими. Екатерина II повелела основать в стране сеть Воспитательных домов, в которые согрешившие матери приносили и оставляли чад – при этом делалось это так, чтобы у женщины не оставалось даже теоретической возможности со временем отыскать постылого ребёнка…

А вот в Перми таких младенцев несли на крыльцо Дома Мешкова. А уж Николай Васильевич определял их куда-то, отдавал ли бездетным, да ещё с каким-никаким «приданным», или в приют, также с некоторым «вступительным вкладом» для особого попечения.

Злые языки язвили, что это мамаши обольщённых купчиной детей пристраивали чад папаше. Мужчина видный и любвеобильный, Николай Васильевич, опять же, по слухам, отнюдь не чурался дамского общества; почему бы и не допустить, что в словах злопыхателей имеется некий процент истинности. Но только слишком уж много подкидышей приносили. Легко предположить, что любая мать, «родив под кустом», принесёт нежеланного новорождённого на крыльцо доброго барина, который его гарантированно не бросит.

А имелась и ещё одна версия, объясняющая данный феномен. Неподалёку от упомянутого Дома начинался Сибирский тракт, по которому гнали за Урал преступников, в том числе и женщин. Молва, что в этом доме проживает купец доброй души и левых взглядов, не могла не иметь распространения среди варнаков… Вот и подкидывали нагулков…

Да, с именем Мешкова народная молва связывала некоторое количество пикантных историй. Ну да не станем на них останавливаться – было и было, чего уж там!.. Главное, что он к детям – и к своим, и к нагулянным, и к детям своих пассий – ко всем относился с заботой.

Ну и в завершение…

Когда после Революции пароходство Мешкова конфисковали, он вроде как высказался с недоумением в том духе, что, мол, конфискация – это закономерное дело при социалистической революции, но почему у него отобрали всё без составления описи, без официального оформления акта?..

Как уже сказано, Мешкова революция пощадила. Его даже приняли на должность консультанта в Наркомат путей сообщения, что гарантировало ему паёк в ту тяжкую для всех пору. Нет сомнения, что за купца-миллионщика кто-то похлопотал – особенно если учесть, что он финансировал левых эсеров, заступник представляется достаточно влиятельным… Можно предположить, что это был Горький, можно, что Фотиева… А то и сам Ленин, который с благодарностью упоминал о деятельности Мешкова в переписке с Максимом Литвиновым… Не знаю. Но как-то чуть светлее на душе становится от осознания, что хотя бы в отношение данного человека карательный топор классовой борьбы и революционной необходимости просвистел мимо.

Хотя… Хотя, если заострить внимание на том, сколько крови истинных государственников пролили боевики-эсеры… Впрочем, это уже тема для другой публикации.

.

Владимир Бурцев: http://starodymov.ru/?p=39001

Максим Горький: http://starodymov.ru/?p=36550

Лев Толстой: http://starodymov.ru/?p=42538

История призрения зазорнорождённых детей: http://starodymov.ru/?p=309

Прогулка по Перми: http://starodymov.ru/?p=41110

Максим Литвинов: http://starodymov.ru/?p=31191

Эсеровский терроризм: http://starodymov.ru/?p=409