17 апреля 1993 года – умер Николай Крюков, советский киноактёр,

Заслуженный артист РСФСР, человек с на редкость закрученной биографией

Не сомневаюсь, что, увидев названные имя и фамилию, читатель сразу и не сообразит, о ком идёт речь. А вот увидев фото, мысленно воскликнет: ах, вон это кто – помню-помню!.. Такое характерное лицо невозможно не запомнить. Да и роли Николай Николаевич сыграл заметные.

Судьба ему выпала ох насколько непростая. Однако в целом, если судить по конечному результату – вполне успешная. Те кошмарные испытания, которые выпали на его долю, в конце концов завершались для него без тяжких последствий. Хотя – чего уж там говорить! – лучше бы прожить жизнь без подобных катаклизмов. Ну да куда ж деваться – не только Николаю Крюкову, всей нашей стране выпало пережить Великую Отечественную…

Николай Крюков родился в 1915 году. Работал на заводе в Ленинграде, увлёкся театром, выучился на актёра… Служил в театре Сергея Радлова (театральный деятель, несправедливо мало сегодня известный), начал сниматься в фильмах…

Когда началась Великая Отечественная война, продолжал играть в театре, участвовал в работе фронтовых бригад…

Про театральную жизнь в блокадном Ленинграде написано немало, и фильмы сняты, и передачи… Потому напишу предельно коротко. Николай Крюков играл на сцене до декабря 1941 года, когда его увезли в госпиталь буквально со сцены с диагнозом «дистрофия». В феврале 1942 года его вместе с театром вывезли на Большую землю – шла плановая эвакуация из блокадного героического города.

Казалось бы, самое страшное уже позади – ан нет же!

Труппа оказалась в Пятигорске… А район Кавказских минеральных вод вскоре оккупировали гитлеровцы.

…Мне много доводилось читать про оккупационный режим, который устанавливали гитлеровцы на различных территориях нашей страны. И некогда мне доводилось общаться со многими людьми, пережившими эту напасть. Наверное, «новый порядок», который пытались насадить захватчики, во многом зависел от того, как его видел местный ставленник Берлина – где-то поражал бесчеловечной жестокостью, а где-то имперское чиновничество вроде как пыталось наладить взаимоотношения с местной интеллигенцией.

Так вот. Некий чин в руководстве оккупационным контингентом в районе КавМинВод решил организовать на подконтрольной территории театр для местных жителей. С этой целью задействовали труппу Сергея Радлова. И вскоре на сцене местного театра актёры возобновили постановки, которые играли ещё в Ленинграде: «Идеальный муж», «Свадебный переполох», «Гамлет»…

Николай Крюков оставил после себя воспоминания. Так вот, он обратил внимание на то, что возрождение русского театра на оккупированной территории возымело совсем не то воздействие, как рассчитывали гитлеровцы. Фашисты в русский театр не ходили, и получалось, что в этих стенах собирались свои, советские граждане, у которых от этого вызревало понимание того, что оккупация – дело временное, что она завершится, и всё вернётся на круги своя. Нет, театр и актёры здесь не участвовали в каких-то акциях против режима, они просто поддерживали веру зрителей в будущее – здесь русский дух, здесь Русью пахнет!..

…Когда началось контрнаступление Красной армии, когда гитлеровская армия покатилась на запад, сработал пресловутый немецкий педантизм. Над этим можно было бы посмеяться, да только сарказм получился бы слишком горьким.

Дело в том, что на момент отступления труппа оказалась уже включённой в состав германской пропагандистской машины на оккупированной территории. Потому артисты подлежали эвакуации вместе с другими её подразделениями!.. Так театр Радлова оказался сначала в Запорожье, а когда Красная армия вышла к Днепру, и вовсе прибыла в Берлин. И только тут на актёров махнули рукой – до них ни у кого не оказалось дела. Воспользовавшись неразберихой, они подались кто куда.

Супруги Радловы, Николай Крюков и с ними ещё несколько соратников сумели пробраться на юг Франции, где и встретили освобождение. Наверное, они могли бы как-то иначе распорядиться своим будущим, но только история с частицей «бы» незнакома. Союзники передали актёров советскую командованию. Где они оказались в фильтрационном лагере.

…Вспомнилось вот… Весьма схожая судьба сложилась у вдовы Даниила Хармса Марины Малич. Её тоже эвакуировали из блокадного Ленинграда в феврале 1942 года, она тоже оказалась в районе КавМинВод, тоже попала в оккупацию, её вывезли в Германию, откуда она смогла перебраться во Францию. Так вот, Марина Владимировна не стала испытывать судьбу, и осталась на Западе. Пришлось помыкаться по белу свету, но фильтрационного лагеря всё же избежала…

Конечно, мне много доводилось читать про жестокости и беззакония, которые творились в таких лагерях при определении вины оказавшихся в них людей. Однако лично я разговаривал с двумя ветеранами, которые прошли это «чистилище» после возвращения из плена. Они оба рассказали о том, что разобрались с ними по справедливости, и обращались вполне корректно. Наверное, и тут можно вести речь о человеческом факторе?..

Так вот, актёры труппы Радлова оказались в фильтрационном лагере. И здесь судьбы их разделились. Супруги Радловы, как руководители коллектива, работавшего на оккупационный режим, оказались в лагерях; Анна вскоре умерла, а Сергей дожил до освобождения в 1953 году. Что же касается Николая Крюкова, то его освободили, не найдя в его действиях состава преступления, правда, запретив проживать и уж тем паче выступать в Москве и ряде других городов. Однако талант есть талант – Николай Николаевич играл в ряде провинциальных театров, где пользовался большой популярностью.

А в 1956 году его пригласили в Рижский театр – главным режиссёром здесь стал вышедший на свободу, и вскоре реабилитированный Сергей Радлов, который не забыл своего товарища по мытарствам.

Именно отсюда началось восхождение Крюкова к вершинам актёрской славы. Оцените роли, которые играл Николай Николаевич на сцене этого театра: Гамлет, Лаэрт, Тибальд, граф Кент и другие.

Ну а после смерти Радлова Крюков перебрался в любимый им Ленинград. И вот тут истинно развернулся талант 43-летнего киноактёра. Десятки киноролей – десятки; и каких!..

Вот лишь некоторые, по которым я хорошо помню Николая Николаевича.

Это шведский адмирал в сериале «Россия молодая»: https://starodymov.ru/?p=37848

Это полковник в сериале про Шерлока Холмса: https://starodymov.ru/?p=39035

Это Прохор в фильме «Петровка,38»:

Это Эрг Ноор в старой доброй советской утопии «Туманность Андромеды»: https://starodymov.ru/?p=32035

Это фашистский шпион в обожаемом мною в детстве фильме «По тонкому люду»:

Пират в картине «Остров сокровищ»…

…Вот и рассуди теперь, оцени, какой сложилась жизнь актёра Николая Крюкова!.. Как и у всей страны, как у всего народа – тяжело и непросто. Однако, наверное, можно сказать, что у него она оказалась по-своему счастливой: в конце концов он смог реализоваться как актёр.

…На памятнике на его могиле в Санкт-Петербурге выбита скромная надпись: «Истинно народный»… Вполне достойная эпитафия замечательного актёра, на которой я и завершаю.

.

Театральные юбилеи апреля: https://starodymov.ru/?p=42725

О фронтовых концертных бригадах: https://starodymov.ru/?p=40710

Марина Малич: https://starodymov.ru/?p=39861