ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ ПАМЯТИ

Предыдущая публикация о круизе: https://starodymov.ru/?p=41015

Все предыдущие отчёты о путешествиях я строил по хронологическому принципу. А сейчас вот решил начать с пункта, в котором в круизе до того не доводилось побывать ни разу. Ну а остальные – уж как получится, насколько времени хватит. Это ж настолько долго всё, особенно на фоне домашних дел… Вот и теперь уже десять дней прошло, как из круиза вернулись, а подготовить толком ещё ничего не успел.

Итак, самой конечной точкой нашего маршрута стала Пермь. После неё теплоход отправился в обратный путь.

Но сначала – об одном любопытном наблюдении.

Ни для кого не секрет, что на впечатление о городе влияет несколько (чтобы не сказать множество) факторов. Например, погода и время года на момент посещения, сиюминутное настроение, цель посещения, попутчики, длительность пребывания, знание истории и местных достопримечательностей, отношение к человеку, который здесь родился и проживал, или по меньшей мере бывал наездами, и с которым ты знаком, его отношение к городу, какие-то ещё впечатления…

Так вот, в Перми мне довелось до сих пор побывать только однажды. Тогда и сформировалось первичное впечатление о городе.

Тридцать лет назад, сразу после распада СССР и крушения социалистической системы в стране нам, военным, жилось очень тяжело. Да-да, конечно, тогда жилось всем очень плохо, но я сейчас рассказываю о конкретном эпизоде, и потому отмечаю нелёгкую жизнь именно военных – в контексте ситуации. Я тогда учился в академии, и нам, слушателям, на фоне нищеты и безденежья приходилось подрабатывать – кто кем и где мог.

Я тоже где и кем только ни работал. В частности, речь пойдёт о том, как довелось слетать в Пермь.

На меня вышел некий бизнесмен, который проживал в Москве. И предложил слетать в Пермь и привезти оттуда его любимую колли. Дело в том, что он там имел столкновение с местной братвой – начало 90-х! – и опасался, что в случае появления его в родном городе его попросту грохнут… Деньги он мне предложил солидные, и я согласился.

Договорённость я выполнил, собаку привёз. Подробности всей этой эпопеи пересказывать не стану – не главное. Только одно обстоятельство накрепко врезалось мне в память.

Насколько колли умная собака – а только она ж животинкой и остаётся. Ей ведь не объяснишь происходящее!

Как в её глазах выглядело происходящее?.. Проживала она у матери моего знакомого бизнесмена. Вдруг приезжает незнакомый дядька, сажает её на поводок, надевает намордник и куда-то уводит. Что она должна думать в этот момент, как должна реагировать?..

Когда я вёл пса по улице, колли всё оборачивалась, старалась повернуть назад, к дому… А потом, у меня сложилось впечатление, собака поняла, что дорогу домой больше не найдёт. И с этого момента признала во мне своего покровителя, своего поводыря и защитника.

Тогда правила в аэропортах не были такими суровыми как сейчас, я легко прошёл всё формальности, даже конверт с деньгами на взятку доставать не пришлось. Прошли мы в салон, нам место определили в самом хвосте родного Ту-154… И мы легко и просто прилетели в Москву. Где нас встречал тот самый бизнесмен.

Увидев его, колли бросилась к хозяину – и с этого момента я для неё перестал существовать.

Вот эти метаморфозы отношения собаки ко мне произвели на меня сильнейшее впечатление.

Однако же я речь вёл всё же про Пермь.

Летал я туда поздней осенью. В Перми стояла отвратительная погода – моросил противный холодный дождь, дул порывистый пронизывающий ветер. Настроение у меня было под стать: одно осознание факта, что я, боевой офицер, орденоносец, вынужден зарабатывать перевозкой собак для нувориша, не поладившего с бандюками – угнетало, чего уж там…

Так вот, прилетел я в первой половине мрачного сумрачного по-осеннему короткого дня, приехал к матери нувориша, переговорил с ней, через пару часов вернулся, забрал собаку и отправился в аэропорт. Нигде не был, ничего не смотрел, ничего не помню…

В памяти о городе вообще ничего не осталась, только серость: уныло всё, противная морось… И ещё врезалось: на серых лужах крупные неестественные пузыри, даже на вид химические.

С тех пор на протяжении двух десятков лет, стоило услышать что-то про Пермь, во внутренней памяти всплывала эта картина: серая убогость и химические пузыри на лужах…

Конечно, я не упёртый ортодокс, и понимал, что по одному дню, да с поправкой на отвратительное настроение, нельзя судить о чём-то однозначно. Впоследствии мне довелось встречаться и общаться с пермяками, которые заметно подправили моё отношение к городу… В общем, понимал, что та всплывающая картинка – и есть всего лишь картинка, но не визитная карточка…

Но она меня до конца так и не отпускала.

А вот теперь, после посещения Перми в этом круизе, город предстал совершенно в ином свете.

Об этом и расскажу.

.

Как я рассказывал о путешествиях раньше: https://starodymov.ru/?p=38616

О моих подработках в период учёты в Академии: https://starodymov.ru/?p=2095