РОЖДЕНИЕ ПРОКУРАТУРЫ СССР

С конца 20-х годов в Советском Союзе начинается период, который зачастую рисуется исключительно в тёмных тонах, характеризуется как эпоха сплошного беззакония едва не во всех сферах жизни советского общества.

Определённые основания для таких оценок, несомненно, имеются. Информация о пресловутых «перегибах на местах» поступала отовсюду; местные власти где в искреннем стремлении добиться высоких показателей, а где исключительно ради того, чтобы красиво отчитаться перед вышестоящим руководством, пользуясь отсутствием должного контроля, повсеместно шли на нарушения закона. Образно говоря, имелся спрос на красивую, а не объективную отчётность.

Она и предоставлялась. Тут имели место как искренние левацкие заблуждения совработников, так и сознательные преступления, совершаемые из корыстных или каких иных соображений.

В этих условиях к началу 1930-х годов стало ясно, что Прокуратура в сложившейся к тому времени структуре в должной мере выполнять свои функции не может. Ни в составе Наркомата юстиции, ни как подразделение Верховного суда, ни раздробленный по союзным республикам надзорный орган работать с достаточной эффективностью просто не имел возможности.

Об этом, в частности, информировал и Пётр Ананьевич Красиков в «Отчёте о деятельности Прокуратуры Версуда СССР за 1929 и 1930 года». Всесторонне проанализировав положение дел, он поставил вопрос о необходимости практического осуществления прокурорского надзора «на началах строгой централизации в лице общесоюзного прокурора…».

Предложения Красикова были услышаны. 20 июня 1933 года Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров приняли совместное Постановление «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР». Первым прокурором СССР стал Иван Алексеевич Акулов. А заместителем – Андрей Януарьевич Вышинский, который вскоре займёт его место.

Теперь союзный прокурор становился креатурой ЦИК – и назначался Центральным исполнительным комитетом, и отчитывался о своей деятельности перед ним же, а также Советом народных комиссаров. Соответственно, такая подотчётность обеспечивала достаточную независимость Прокуратуры от республиканских властей.

17 декабря того же года ЦИК и СНК утвердили «Положение о прокурорском надзоре».

Согласно этому документу, Прокуратуре предписывалось заниматься решением следующих вопросов:

– надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции Союза ССР, постановлениям и распоряжениям Правительства Союза ССР;

– наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями;

– возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории СССР;

– надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;

– общее руководство деятельностью прокуратур союзных республик.

Соответственно, реорганизация коснулась всей сложившейся к тому времени структуры Прокуратуры. В частности, появилась Главная военная прокуратура, руководитель которой имел статус старшего помощника Прокурора СССР. Транспортные прокуратуры союзных республик теперь также объединялись в Главную транспортную прокуратуру. Затем появилась Водная транспортная прокуратура…

Следует обратить внимание, что от новорождённой структуры требовалось организовать более оперативное реагирование на сигналы о всевозможных нарушениях закона. С этой целью при Прокуратуре СССР образовано Бюро жалоб, в которое мог обратиться любой гражданин. Кроме того, здесь же появилось Информационное бюро, сотрудникам которого предписывалось анализировать выступления в прессе на предмет выявления всё тех же нарушений социалистической законности.

В обязанности Прокуратуры СССР с 10 ноября 1933 года также вменялся надзор за местами лишения свободы.

Процесс реорганизации Прокуратуры несколько затянулся. Точкой в этой эпопее можно считать Постановление СНК СССР от 5 ноября 1936 года, в котором утверждалась её структура, выстроенная уже полностью на новой основе вертикали подчинённости и отчётности.

В состав Прокуратуры СССР входили:

– Главная военная прокуратура Красной армии;

– Главная прокуратура водного транспорта;

– Отдел общего надзора;

– Уголовно-судебный отдел;

– Гражданско-судебный отдел;

– Следственный отдел;

– Отдел по специальным делам;

– Отдел по надзору за местами заключения;

– Отдел по жалобам;

– Отдел кадров;

– Группа учёта и информации;

– Особый сектор;

– Управление делами;

– Секретариат.

Независимость органов прокуратуры от местных властей закреплялась в новой советской Конституции, принятой 5 декабря 1936 года.

Этот же Основной Закон Советского государства возложил на Прокуратуру СССР осуществление высшего надзора за законностью.

.

Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=39753

Репрессии: http://starodymov.ru/?p=28325

Пётр Красиков: http://starodymov.ru/?p=39756

Конституция СССР 1936 года: http://starodymov.ru/?p=795