МОСКВА ЗАЩИЩАЕТСЯ

(Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=39121 )

А тут – война. Оглянуться не успели – а вражеские полчища вот уже, у самых стен столицы…

Воевала Красная армия. Но только что она могла бы сделать без опоры на прочный тыл?..

Советские и партийные органы организовали призыв. Шло срочное формирование частей народного ополчения. Создавались истребительные подразделения – для борьбы с вражескими диверсантами в своём тылу. В районах области, над которыми зависала вероятность оккупации, готовились партизанские и диверсионные группы. И всюду на ключевые позиции мобилизовались коммунисты; расстановка и рациональное использование кадров – прямая забота Щербакова.

Всем комплексом мобилизационных мероприятий занимались военкоматы и другие соответствующие структуры. (Начальник Московского гарнизона – генерал-лейтенант Павел Артемьев). Но обеспечивал их бесперебойное функционирование – город.

Общеизвестный факт: советские части противовоздушной обороны сорвали намерение люфтваффе разбомбить, уничтожить Москву с воздуха. При бомбёжках Лондона погибло от 30 до 40 тысяч мирных жителей и примерно 50 тысяч получили серьёзные ранения; а при налётах на Москву – две тысячи погибших и шесть тысяч раненых, и это при том, что советскую столицу объективно бомбить было вроде как легче, никакой Ла-Манш преодолевать не нужно, аэродромы, что базирования, что подскока, рядышком…

Чтобы свести успехи гитлеровской авиации к минимуму, в Москве провели огромную работу. Деятельность частей ПВО – это тема для отдельной, самостоятельной публикации (командир Московской зоны ПВО – генерал-майор Михаил Громадин). Но от руководства городом требовалось также многое. Размещение средств противовоздушной обороны невозможно без согласования с городскими властями… Общеизвестны фотографии, где пушки или пулемёты расположены на крышах московских зданий, на улицах и площадях города. Опять же, хранение, транспортировка и фиксация в воздухе аэростатов…

А добровольные команды, дежурившие во время налётов на крышах и тушившие зажигательные бомбы – официально считается, что их количество составляло 12.736!.. И расчищавшие потом развалины, в первую очередь чтобы найти раненых… Формирование их – забота городских властей.

Равно как и строительство оборонительных сооружений – что на дальних подступах к столице, что на ближних, что непосредственно на улицах города… Мобилизация людей, обеспечение их тем же шанцевым инструментом, транспортировка к месту работ – кто этим занимался?.. Городские и областные власти – партийные и хозяйственные.

Выше уже говорилось, что благодаря поистине героическим действиям подразделений Противовоздушной обороны, эффективность налётов гитлеровской бомбардировочной авиации на Москву удалось свести к минимуму. Однако бомбы на город падали, дома разрушали, пожары регулярно вспыхивали. Соответственно, приходилось принимать меры, чтобы людей, оставшихся без крова, обеспечить жильём и пропитанием.

А проведённая грандиозная работа по маскировке Москвы!..

По интернет-ресурсам бродит байка: мол, когда линия фронта вплотную приблизилась к Москве, гитлеровские генералы в бинокли видели кремлёвские звёзды… Ну, во-первых, настолько близко к Кремлю фронт всё же не подступал… Но сейчас не это главное. Дело в том, что не только звёзды, но и шпили, и стены, и площади, и даже Москва-река  - всё было укрыто маскировочными средствами, чтобы сбить с толка штурманов люфтваффе, чтобы лишить их ориентиров для бомбометания. Попутно нужно развеять и ещё одну байку: мол, гитлеровские пилоты ориентировались по лучам пятиконечного здания Театра Красной армии – его также невозможно было распознать с воздуха… Конечно, план маскировки разработала группа архитекторов (её возглавлял Борис Иофан), однако воплотили задуманное в реальность рабочие руки горожан, отряженные для этого городскими властями.

Шла эвакуация части предприятий в тыл – требовалось наладить взаимодействие с Наркоматом путей сообщений. Опять же, московские вокзалы и транспортные сети использовались в целях переброски войск – это очень хорошо показано в фильме «У твоего порога».

Параллельно проводилась плановая эвакуация мирного населения. Вполне понятно, что поначалу, когда степень опасности – что власти, что население – ещё не оценили в должной степени, эта кампания проводилась относительно спокойно и планово… Паника разразилась позднее…

Между тем, остававшиеся предприятия продолжали выпуск самой разнообразной продукции, и требовалось наладить как доставку сырья, так и вывоз готовой продукции – не говоря уже об обеспеченности трудовыми ресурсами.

И школы, и больницы, и библиотеки, и кинотеатры, и даже парикмахерские и предприятия общепита – всё оставалось в ведении города. Продолжали выходить газеты, журналы, листовки, книги – а для этого требовалось завозить бумагу и краску, и доставлять к местам назначения готовую продукцию.

Жителей Москвы, сотрудников государственных учреждений, военнослужащих гарнизонов требовалось кормить, обеспечивать их нужды, пусть и в самой минимальной степени… В условиях карточной системы и нехватки продуктов в свободном доступе махровым цветом расцвела спекуляция – и с ней пришлось вести самую непримиримую борьбу…

И ещё много каких задач пришлось решать Александру Щербакову и его оперативному штабу. Не только благорасположенные к нему люди, но даже явные недоброжелатели – все признавали его высочайшую работоспособность, умение держать под контролем одновременно массу разнообразных задач.

.

О бомбардировке люфтваффе Лондона: http://starodymov.ru/?p=36484

О налётах на Москву: http://starodymov.ru/?p=38088

О формировании истребительных батальонов: http://starodymov.ru/?p=1053