9 октября 1941 года – принято решение об оборудовании авиатрассы, вошедшей в историю как АлСиб.

Предыдущая публикация о поставках по ленд-лизу: http://starodymov.ru/?p=38346

Теме поставок помощи Советскому Союзу со стороны союзников по антигитлеровской коалиции будет посвящено ещё немало публикаций. И данная – только очередная.

Основная часть поставок шла через порты на побережье Арктики. Однако имелись и другие направления.

На совещании, проходившем в Кремле, и о котором уже шла речь, американские представители предложили перегонять самолеты из США через Аляску и Сибирь. По всей видимости, Сталин был готов к такому предложению, он не возражал, высказался только о необходимости тщательно изучить весь комплекс могущих возникнуть при выполнении задачи проблем.

Дело-то и в самом деле непростое!..

Трассу предстояло проложить в совершенно неосвоенных местах.

Как ориентироваться в этом нагромождении природных экстремальных ландшафтов, лишённых цивилизационных ориентиров?.. А зимой, когда всё попросту белым-бело с разводами – как ориентироваться?.. Да ещё и в непогоду… Опять же, любой самолёт имеет вполне понятные ограничения по дальности полёта; причём, у истребителей, которых Красной армии требовалось особенно много, данный ресурс – не самый долгий. Следовательно, требовалось сколько-то «аэродромов подскока» со всей инфраструктурой…

В общем, пришлось срочно организовывать и проводить огромный комплекс подготовительных работ. Проложить воздушную трассу, организовать по всей протяжённости маршрута маяки, построить новые и переоборудовать существующие аэродромы… А это – люди, средства…

Но фронт нуждался в самолётах! И данное обстоятельство при принятии решения стало решающим.

Эта перегоночная трасса начала работать уже спустя год после того разговора – в ноябре 1942 года. Проект получил наименование АлСиб – Аляска-Сибирь. Протяжённость трассы составляла примерно 6500 километров, из них над территорией СССР – пять тысяч.

Руководил приемкой а американской базе в Фэрбанкс (Аляска) полковник Михаил Мачин (впоследствии генерал-лейтенант). Начальный пункт маршрута находился на авиабазе Фербенкс. Всего через эту базу в Советский Союз было переправлено (по свидетельству одного из приемщиков, Евгения Радоминова) около восьми тысяч самолетов. С 1943 года именно это направление стало основным по поставке авиационной техники.

Для перегона самолётов была сформирована авиационная дивизия, впоследствии Краснознамённая. Командовал ею полярный лётчик, Герой Советского Союза генерал-майор авиации Илья Мазурук.

Не обошлось здесь без трагедий. Всего было потеряно примерно шестьдесят самолётов: двадцать над территорией США и сорок – в СССР. Погибло 114 человек (хотя есть и другие данные, хотя разночтения небольшие).