14 сентября 1911 года – убийство Петра Столыпина.

Об этом государственнике и патриоте России сказано и написано очень много – нынче это очень популярная личность. И я не вижу необходимости повторять и перепевать сказанное более авторитетными авторами – больше, чем они, я всё равно не смогу сказать.

Замечу только, что я не знаю, каким стало бы будущее России, если бы продолжились реформы Петра Аркадьевича. Только складывается ощущение, что к моменту, о котором идёт речь, имперская Россия уже перешагнула порог невозврата, что спасти её уже не смог бы ни один, даже самый расчудесный реформатор. Николай Александрович с Александрой Фёдоровной, ведомые Григорием Ефимовичем, уверенно вели страну к пропасти…

Из дня нынешнего складывается ощущение, что Пётр Столыпин оказался в изоляции, в одиночестве, что у него в «верхах» не имелось сколь-нибудь значимой поддержки. Все жаждали перемен, все жаждали устранения царской власти, или лично данной конкретной царской четы…

В том, что убийство произошло в Киеве во время оперы «Жизнь за царя» – какой-то проглядывается мрачный символизм.

Всего на Петра Аркадьевича совершали покушения девять раз – десятое, произошедшее 1(14) сентября 1911 года, стало роковым.

Будучи убежденным монархистом, Столыпин являлся сторонником активного проведения реформ во всех сферах российской действительности – в политической, земельной, национальной, судебной… Революционеры всех мастей жёстко критиковали его за введение «особых судов», которые имели право приговаривать захваченного на месте преступления террориста к смертной казни.

По сути дела, это был прообраз «троек» и «особых совещаний».

В историю вошли две знаменитые фразы Столыпина. Первая – о том, что социалистам нужны великие потрясения, а «нам нужна Великая Россия». Вторую он произнес после очередного покушения, когда бомбисты взорвали его дачу: «А все-таки им не сорвать реформ!». Сбылись обе: и потрясения случились, и реформы произошли, хотя и не те, которые стремился осуществить он сам.

Известный историк российского сионизма Арон Симанович сообщает, что «старец» Распутин предсказывал: если Столыпин поедет в Киев, его убьют. Однако царь предсказанию не внял. Есть версия, что в этом повинна императрица Александра Федоровна, которая не любила Столыпина за независимость, за то, что царь прислушивается к его мнению.

Наверное, не нужно быть пророком, чтобы сказать: так или иначе, Пётр Аркадьевич Столыпин был обречён. Слишком многие жаждали его смерти.

Его могла бы, наверное, спасти отставка. Только его не был его путь – он решил идти до конца.

Конец и наступил – одиннадцать десятилетий назад.

.

Вспомним к слову, что Пётр Аркадьевич состоял в рядах «Священной дружины»: http://starodymov.ru/?p=37608

Легенда об одном из покушений – эффектная, но неубедительная: http://starodymov.ru/?p=35148

В развитие мыслей Столыпина: http://starodymov.ru/?p=26794