ПОДВИГ ПОМОРОВ
Наверное, многие помнят эпизод из книги и кинофильма с одинаковым названием «Россия молодая», в котором рыбак-помор Иван Рябов подвёл под огонь береговой артиллерии и посадил на мель вражеский корабль. Автор романа, писатель-фронтовик с невероятно богатой биографией Юрий Герман, описывая этот подвиг, взял за основу подлинные события, случившиеся в июне 1701 года.
Ещё в ходе русско-турецкой войны 1686–1699 годов Пётр I понял, что даже взятие крепости-порта Азов не даёт России полноценного выхода в Мировой океан – Высокая Порта по-прежнему прочно держала проливы, как Керченский, так и Средиземноморские. Между тем царство, по мнению юного царя, в таком выходе остро нуждалось. Поэтому Пётр, оставив южное направление не будущее, решил прорубать «окно в Европу» на берегах Балтики, берега которой некогда принадлежали Новгородскому княжеству, что давало ему формальное право на владение ими.
Соответственно, буквально на следующий день после заключения мира с Турцией в августе 1699 года царь отправил послание Карлу XII, в котором объявлял Швеции войну «за многие их свейские неправды… и подданным учинённые обиды…» В поход выступило войско числом в 35.000 солдат нарождающейся российской регулярной армии.
Как известно, начало войны для Петра оказалось неудачным. В частности, русская армия потерпела разгромное поражение под Нарвой. Карл Шведский решил, что с молодым царём покончено и повернул на Польшу, совершив, как мы знаем, спасительную для России, но губительную для себя ошибку…
Поскольку к Балтике с наскоку пробиться не удалось, у России по-прежнему оставался единственный, северный, на длительный период блокируемый льдами порт – Архангельск. Чтобы окончательно изолировать Московию от внешнего мира, перерезать коммуникации даже через Белое и Баренцево моря, шведский король направил вице-адмирала Карла Георга Шёблада с эскадрой из семи кораблей в устье Двины.
Будем реалистами. Сегодня невозможно утверждать наверное, каким образом двое рыбаков-поморов, Иван Рябов и Дмитрий Борисов, оказались в море, да еще в непосредственной близости от вражеской эскадры. Возможно, случайно. Но только их поведение в плену даёт основание полагать, что версию, изложенную в романе, также можно принимать как вполне вероятную. Именно последующие действия рыбаков предоставили автору возможность предположить, что простые русские люди специально подставились шведским интервентам.
Как бы то ни было, Иван и Дмитрий попали в руки Шёблада. И согласились провести эскадру к Архангельску. Фарватер Северной Двины довольно коварный, так что помощь опытных поморов показалась шведам отнюдь не лишней.
Свое обещание поморы выполнили, да только весьма своеобразно – совершив подвиг, на которые столь щедра русская земля.
Дело в том, что шведская разведка прошляпила тот факт, что подступы к городу-порту теперь прикрывала оперативно построенная по приказу Петра Ново-Двинская крепость. Рябов и Борисов повели шведскую эскадру так, что она аккурат оказалась под огнём русской береговой артиллерии. К тому же они сумели посадить на мель два головных корабля, после чего шансов на спасение у этих судов не оставалось. Остаткам потрёпанной эскадры пришлось ретироваться.
Больше шведы ни разу не пытались вторгаться в Россию со стороны Северного Ледовитого океана. Подвиг двух простых рыбаков и последовавший затем заранее выстроенный огонь береговой артиллерии раз и навсегда отбил у них такое желание.
Спасибо истории, что сохранила для нас их имена!
.
Эпизоды борьбы за Азов: http://starodymov.ru/?p=24956
О Северной войне я писал неоднократно, и вот одна из публикаций: http://starodymov.ru/?p=34954
От Юрия Галкина
Седунов, Иван Ермолаевич, И Попов Дмитрий Борисович 1701г.
В 1701году русские лоцманы под Архангельском вывели два шведских судна, галеот «Тёва-летит» и шняву «Мьёхунден», на песчаную мель прямо перед пушками крепости. Корабли были обездвижены, и в ходе десятичасовой артиллерийской перестрелки уничтожены. Попов погиб, Седунов чудом выжил.
В повести «Россия молодая» Седунов, представлен автором Ю. Германом как Рябов Иван Савватеевич. В остальном Герман написал чистую правду именно в отношении Седунова.
На парусный флот смотрят росы с баркаса,–
*Штандарт темно-синий и с жёлтым крестом,
Иван Ермолаевич сделал гримасу,….
И вспомнил о клятве на лике святом….
По ветру идут скандинавы-пираты,
В фарватер Двины, не боясь ничего,
Матросы на *вантах, а в трюме солдаты,
Что били под Нарвой Петра самого!
Приняв через борт на «удачу» поморов,
Дав каждому в эре, *по тридцать монет,…
Совсем обезумели шведские воры,–
Хмелея от всех европейских побед….
Эскадра «глотает» последние мили,
И час испытанья судьбою пробит,…
Когда наши пушки весь залп разрядили…
Пробив ватерлинию – *«Тева-летит»…!
Иван кулаком стукнул в грудь рулевого,
Да так, что тот замертво, *в шлюз угодил,…
И два корабля окурат полвторого,
Вблизи Новодвинской на мель посадил….
Борта расщеплялись от ядер бомбарды,
Теченье несло по волнам такелаж,
Хвалёные шведы, на запад, без карты,
Кто смог уцелеть бёг в обратный вояж….
Неистово били в Европе литавры,
*«В Студёное море» шёл первый мороз,…
Уже намечался второй бой у Нарвы…
А в северных землях рождался «Колосс».…
.
*Штандарт темно-синий и с жёлтым крестом – флаг швеции.
*Ванты – снасти такелажа.
*Тридцать монет – цена жизни Христа.
*«Тева-летит» – шведский галеот (корабль).
*Шлюз – сток воды.
*Студёное море – Белое море.