Май-1941:

О выступлении Сталина перед выпускниками академий

Как известно, на Первомайском параде на Красной площади присутствовали германские разведчики. Которые по возвращении в Берлин доложили о своём впечатлении о состоянии Красной армии. Доклад оказался именно таким, как и желал Гитлер: Красная армия к войне не готова.

Запись в Дневнике Гальдера о данном докладе датирована 5 мая. То есть как раз тем днём, когда советский лидер Иосиф Сталин выступал в Кремле с программным докладом перед выпускниками военных академий. Здесь уже не звучало дипломатической мизантропии, сквозившей в речи Маршала Тимошенко и в первомайских лозунгах-речёвках. Здесь советский вождь говорил прямо и недвусмысленно: о том, что вероятность войны чрезвычайно высока, что главный враг Советского Союза – гитлеровская Германия, что подготовку к грядущей войне необходимо максимально форсировать… Именно здесь прозвучали слова о войне наступательной, из которых впоследствии кое-кто сделал вывод о том, что Красная армия начала подготовку к нападению на Германию…

Вот что вызывает удивление. Ежемесячные обзоры о том, как шла подготовка к войне, я начал с января 1941 года. И в каждой публикации немалое место занимает цитирование или пересказ документов, в которых советские разведчики, сочувствовавшие нашей стране иностранные дипломаты предупреждали об активной подготовке Германии к войне.

И вдруг выясняется, что до 5 мая Красная армия не считала Германию своим основным противником. Как же так? Просто диву даёшься, как будто только теперь открылась истина…

То ли сработал всё ж таки диалектический закон и количество донесений превысило некий лимит, после которого руководство страны в должной полноте осознало надвигавшуюся угрозу. То ли Сталин, долгое время пребывавший под гипнозом «пакта Молотова-Риббентропа», очнулся от его дурмана. То ли всё тот же Иосиф Виссарионович до последнего предела надеялся, что конфронтация с Гитлером всё же как-то сойдёт на нет, и только теперь оценил, что дальше отступать некуда. А может лёгкость, с которой вермахт разделался с Югославией и Грецией, успехи Африканского корпуса, начавшаяся в конце апреля переброска германских войск в Финляндию – всё это в совокупности показало, что период благодушия в отношениях с западным агрессивным соседом пора прекращать…

Не знаю – в мысли нашего вождя той поры заглянуть никому не удавалось. Но отсчёт целенаправленной подготовки Красной армии и в целом Советского Союза к войне с Германией начался именно 5 мая 1941 года.

Вызывает недоумение ещё один факт, относящийся к тому же периоду, к началу мая 1941 года.

В недрах Главного управления политической пропаганды Красной армии действовало подразделение по работе среди местного населения и войск противника (7-е управление). Когда после выступления Сталина, о котором шла речь, потребовалось подготовить доклады о положении дел на сопредельных территориях, именно западное направление оказалось освещено слабее остальных – специалисты его, если говорить прямо, попросту не владели ситуацией. А ведь по линии разведки в Москву поступало множество документов по данному вопросу. Неужто связь между НКГБ и НКО сложилась настолько слабой?.. Но ведь по линии РУКА (Разведывательное управление Красной армии, ныне ГРУ) тоже шло много донесений…

Не знаю, просто не знаю, как это всё увязать!

…Как бы то ни было, руководство страны и Красной армии обратило внимание на слабую работу идеологического аппарата Красной армии, да и вообще оборонного комплекса. И в идеологическую составляющую государственной машины внесли соответствующие коррективы.

Вот несколько фактов в подтверждение данного утверждения. В ЦК началась разработка Постановления «О задачах пропаганды на ближайшее время». Параллельно готовилась масштабная пропагандистская кампания в войсках по моральной подготовке личного состава к войне против Германии. При Комитете по делам кинематографии спешно сформировали Оборонную комиссию, первое заседание которой состоялось 13 мая. В Комиссии разработали план подготовки пропагандистских и учебных кинофильмов, как для широкого показа, так и для закрытой военной аудитории. Характерно, что одним из пунктов в плане предусматривалось использование с этой целью гитлеровских документальных фильмов о военных кампаниях в Западной Европе, но наполнение видеосюжетов другой идеологической начинкой.

Поздновато, конечно, спохватились…

Однако работа по подготовке к отражению агрессии со стороны Германии началась. Казалось бы, ура!.. Однако пресловутое Заявление ТАСС, о котором ещё пойдёт речь, внесло сумбур в этот процесс…

.

Предыдущая публикация о событиях мая-1941: http://starodymov.ru/?p=37406