3 января 1871 года – умер Константин Ушинский,

основоположник отечественной педагогики.

Константин Дмитриевич выступал за всестороннее гармоническое развитие ребёнка, за воспитание в нём логического, творческого мышления; он активно выступал за привитие детям любви к чтению… Уже из этих тезисов ясно, насколько идеи Ушинского актуальны сегодня – когда школа занимается натаскиванием учеников на ЕГЭ, а культура чтения вытесняется клиповым общением Сетей.

Главная книга Ушинского – «Человек как предмет воспитания».

Прожил Константин Ушинский всего 47 лет.

Не успел подготовить о его жизни и педагогической деятельности более развёрнутую информацию.

А вот несколько цитат приведу – те, которые мне показались наиболее мудрыми.

***

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, счастье само вас отыщет.

.

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы.

.

Удовлетворите все желания человека, но отнимите у него цель в жизни, и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он.

.

Право на счастье составляет самое неотъемлемое право человека.

.

Самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения.

.

Никогда не обещайте ребёнку чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его.

.

Быть справедливым в мыслях – не значит быть справедливым и на деле.

.

Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ.

.

Воспитатель – не чиновник; а если он чиновник, то не воспитатель.

***

О любой цитате можно сказать, что она отличается прямолинейностью и категоричностью. То же относится и к приведённым. Но ведь верны же!

Верны?..

Да не совсем…

Они словно относятся не к реальным людям, а к идеальным, не к тем, каким мы есть, а какими должны бы стать по предположению Создателя.

Что, не знаем мы людей, которым не нужна цель в жизни, а нужны только удовлетворения физиологических потребностей?

Право на счастье – конечно, право неотъемлемое, да только что есть право без возможности его реализовать?..

Самостоятельность головы учащегося – это здорово, да только если эту самостоятельность пустить на самотёк, она скоренько подпадёт под влияние невесть кого…

Ну а под завершающими двумя цитатами я готов подписаться и сам. Если язык, на котором говорит подрастающее поколение, всё меньше остаётся русским, то чего же мы можем ждать от их поступков?.. Ну а в качестве иллюстрации к завершающему утверждению можно посмотреть на состав нашего Министерства образования – где там Педагоги, где Воспитатели?.. Сплошное обюрократившееся чиновничество – и ничего более…

***

И ещё хочу напомнить о книге, которую я часто вспоминаю, когда речь заходит о проблемах воспитания – прекрасное и мудрое произведение Сент-Экзюпери «Цитадель»: http://starodymov.ru/?p=14797