2 января 1801 года – умер Иоганн Каспар Лафатер,
швейцарский писатель-богослов
Нечасто я обращаюсь к биографиям малоизвестных иностранцев. Однако ради интересной теории почему бы и не сделать исключение?
Имя этого учёного, и уж тем паче писателя, и в самом деле не слишком широко известно, особенно за пределами сферы его изысканий. Оно и в самом деле – не самое увлекательное чтение. Однако след в науке Иоганн всё же оставил, пусть и неоднозначный…
Так вот, Лафатер.
Официально считаясь «писателем-богословом», именно он заложил основы криминальной антропологии. Он считал, что лицо отражает не только сиюминутные эмоции человека, но и его основные внутренние качества, и, соответственно, при определённом навыке по лицу можно легко узнать, что человек представляет по сути своей.
Вот ведь что странно!.. Каждый из нас может привести сколько угодно примеров ошибочности подобной теории, однако же нет среди нас человека, который бы в физиогномике никогда не ошибался! Мы ведь и в самом деле «ведёмся» на внешность, у нас и в самом деле мгновенно складывается впечатление о другом, и преодолеть его удаётся далеко не всегда. В максиму про безошибочность первого впечатления мы продолжаем верить, сколько бы раз ни ошибались.
Конечно, теория Лафатера глубже и многограннее, чем первая реакция человека на внешность встречного. Однако же он считал (приходится повториться), что опытный взгляд мгновенно выявит внутренние качества визави.
Теория Лафатера пользовалась довольно большой популярностью среди современников. Да и последователи у него нашлись. По большому счёту, та же теория Чезаре Ломброзо – в определённой степени также можно расценивать как развитие идей Иоганна Лафатера.
С Лафатером встречался Николай Карамзин, и на нашего соотечественника этот исследователь произвёл грандиозное впечатление. В частности, Карамзин поведал, что Лафатера приводила в отчаяние мысль о том, что сущность многих вещей так и останется непознанной; насколько я понял из записей, подразумевалось, что непознанной лично для него, для Лафатера.
…Для иллюстрации своих изысканий Лафатер составлял психологические портреты исторических личностей, разбирая особенности лица каждого буквально по чёрточкам. С этими примерами можно бесспорно согласиться – однако же опирался-то анализатор на известные факты; так что их вполне можно расценивать как подгонку цепочки рассуждений под готовый ответ… Многие персоналии, описанные учёным по предложенному методу, выглядят довольно неприглядно. А вот Иоганн Гёте, который в описании предстаёт истинным, едва не эталонным, поэтом, назвал методологию Лафатера гениальной эмпирикой.
…Иоганн умер в 59 лет, не своей смертью. К тому времени Швейцарию в 1798 году оккупировала революционная Франция, создав марионеточную Гельветическую Республику, против чего Лафатер, к тому времени общепризнанный учёный, громко протестовал. Оккупационные власти его пытались выслать, однако исследователь и писатель проигнорировал запрет на пребывание на территории родной страны. Как оказалось, себе на погибель…
Его застрелил французский мародёр, которого Лафатер пытался остановить… Умирая, этот гуманист простил убийцу, и даже запретил его разыскивать и наказывать. Думаю, оккупанты с удовольствием воспользовались этим поводом «замять» скандальную историю…
***
Николай Карамзин: http://starodymov.ru/?p=23814
К записи "Как по внешности определить суть человека?.. Науку об этом пытался создать Иоганн Лафатер" пока нет комментариев