Друзья мои!

На днях я опубликовал небольшой материал об атамане Григории Семёнове (см.: http://starodymov.ru/?p=35151 ).

Мой коллега и добрый товарищ из Читы Олег Петров (см.: http://starodymov.ru/?p=32911 ) прислал мне свою публикацию об этом военачальнике периода Гражданской войны. Предлагаю её вашему вниманию.

***

АТАМАН  СЕМЁНОВ  НЕ  БЫЛ  ФАШИСТОМ?

(«Вечорка», 2015, 5 марта)

Под категоричным заголовком «Атаман Семёнов не был фашистом» один из постоянных авторов «Вечорки» Александр Ярёменко в номере от 20 января взялся отбрить вашего покорного слугу, а заодно и прочих (далее цитирую Яременко) «забайкальских интеллигентов и внимающих им обывателей». Побудили его к этому два обстоятельства.

Во-первых, ох уж эта «читинская интеллигенция», в среде которой о личности атамана Семёнова, как подчеркивает автор, принято высказываться в негативном смысле, «ограничиваясь заученными с советских времен штампами… Есть в этом что-то горько-досадное, когда встречаешь людей, не желающих критически осмысливать события прошлого и корректировать свои представления о них». Во-вторых, критически умеющий осмысливать события автор, проникся возмущением, что литератор Петров (из этой самой читинской интеллигенции) обвинил атамана в содействии созданию К. Родзаевским русской фашистской организации в Харбине (1925 г.) и в сотрудничестве с японскими властями и спецслужбами в период эмигрантской жизни атамана в Японии и Китае.

«Ни в коей мере Семёнов не принимал участия в ее создании, более того, его отношения с Родзаевским были весьма недружественными, даже враждебными, ни о каком сотрудничестве и речи бы не было, если бы не попытки японцев объединить разрозненные группы русских эмигрантов в Китае», – утверждает Яременко. Забавный постулат! Тут и сотрудничество, тут и японцы, но упомянутые персоны – каждый сам по себе. Куда вот только деть общеизвестный штришок из биографий обоих враждующее-сотрудничающих? В 1934 году при японской военной миссии (ЯВМ) в Маньчжурии создано «Бюро по делам российских эмигрантов» (БРЭМ) с задачей широкого использования белогвардейцев, проживающих в Китае, Корее и Японии, для активизации агентурно-диверсионной работы на территории СССР. Конкретные факты этой подрывной деятельности в период 1934-1945 гг. подтверждены массой документальных свидетельств. Возглавлял БРЭМ, как известно, Семёнов, а с 1943 г. его заместителем был Родзаевский. Надо ли напоминать о том, чьим союзником была Япония в годы второй мировой? Однако Яременко приводит в ответ «сокрушительный аргумент». Оказывается, что легенду о сотрудничестве Семёнова с фашистами создали… следственные органы МГБ СССР, объединив в одно производство дела Семенова, Родзаевского и др. «Всех почему-то назвали «семеновцами», хотя семеновцами были только трое – сам атаман, Власьевский и Бакшеев», – возмущается автор. Умиляет это «почему-то». Процесс над атаманом и его подручными в 1946 году широко освещался в прессе, и все «почему-то» убедительно разъяснил. Знаем мы эти сталинские процессы! – самое место воскликнуть моему оппоненту. Да нет, в том-то и дело, что не знаем или не хотим знать. А надо бы, как сам Яременко учит, «критически осмысливать события прошлого и корректировать свои представления о них». Вот бы и задаться всерьез вопросом: почему уже несколько раз высшие судебные инстанции страны рассматривали дело Семенова и Ко, даже сняли с осуждённых обвинения в антисоветской агитации и пропаганде, но тем не менее в полной реабилитации отказали? Или проще заниматься популизмом, как раз рассчитанным на того самого обывателя, которого презирает Яременко?

Но вернёмся к существу вопроса. Вот еще один единомышленник подле атамана. Бывший Генерального штаба императорской армии полковник Р. Бангерский (Бангерскис). Пусть не вводит в заблуждение двойное написание фамилии царского полковника. Латыш по национальности, он немного изменил фамилию, поступив на службу в русскую армию, участвовал в русско-японской и первой мировой войнах, после 1917-го примкнул к Колчаку, а после краха адмирала – к Семёнову. От первого получил даже генеральский чин, а от второго – командование над спешно сформированным в середине марта 1920 г. в Чите из остатков Уфимской армейской группы (которой Бангерский командовал у Колчака) 1-м Забайкальским корпусом, разгромленным через полгода Народно-революционной армией Дальне-Восточной Республики. Как и Семенов, Бангерский бежал в Маньчжурию. И сходу, в том же 1920-м, по указке атамана занялся в Харбине созданием Союза чинов дальневосточной армии. «Я тогда передал этому союзу три с половиной миллиона золотых рублей, – писал впоследствии Семёнов, – и на ту же сумму различных товаров и имущества, полагая, что фонд в семь миллионов будет вполне достаточным для экономического обоснования союза». Увы, дела у союза не заладились. Вскоре его начальник, «генерал» Бангерский отбыл в Германию, на так называемый съезд русских монархистов, организованный весной 1921 года в курортном баварском местечке Бад-Рейхенхалле под эгидой «русско-немецкого народного фронта» «Aufbau» («Возрождение»). Грандиозную цель продекларировали «фронтовики» – создать прочный союз русских монархистов с немецкими национал-патриотами для борьбы с «международной заразой интернационального еврей-большевизма». На съезде Бангерский свёл знакомство с почти земляком, уроженцем Ревеля, сыном эстонского сапожника Альфредом Розенбергом. Личность занятная. Пытливый читатель в инете найдет о нем массу информации. Напомню только, что Адольф Гитлер в 1924 году изложил основы национал-социализма и свои дальнейшие кровожадные планы в книге «Моя борьба», а Альфред Розенберг дополнил доктрину нацизма в 1930-м солидным томом «Миф ХХ века», обосновав «историческую вину славян»: не сохранили чистоту расы, не смогли противостоять «революционерам-инородцам», а потому относятся к недочеловекам.

Розенберг и посоветовал Бангерскому (теперь уже Бангерскису) вернуться на историческую родину и заняться насаждением идей нацизма. Насколько это удачно получилось, можно судить по тому, что в 1943 году Гиммлер присвоил Бангерскису звание легион-группенфюрера войск СС и назначил генерал-инспектором латышского добровольческого легиона СС.

– Ну а при чем тут атаман?! – снова воскликнуть бы моему оппоненту, утверждающему, что «ни в каких фашистских партия Семёнов не состоял и их идеологии не разделял. Напротив, он продвигал собственную идеологию, названную им «россизмом» – от слова «Россия». Согласитесь, – снисходительно добавил Яременко, – это явно противоречит утверждению литератора Петрова о том, что атаман предлагал в качестве модели будущего государственного устройства России итальянский фашизм и немецкий национал-социализм».

Действительно, не обнаружен в карманах атамана членский билет какой-либо партии фашистов. А это обязательно? Народная мудрость гласит: скажи, кто твой друг… Но допустим, что, как и интеллигенция, народ Яременко тоже не авторитет. Тогда несколько цитат:

«Демократия современного Запада является спутницей марксизма, который вообще немыслим без нее. Именно она составляет ту почву, на которой произрастает эта чума. Ее самое грязное внешнее проявление — парламентаризм. …На свете вообще трудно найти какой‑либо другой принцип, который, говоря объективно, был бы столь же неправилен, как принцип парламентаризма».

«Марксизм есть не что иное как политика евреев, заключающаяся в том, чтобы добиться систематического уничтожения роли личности во всех областях человеческой жизни и заменить ее ролью «большинства». Этому соответствует в политической области парламентарная форма правления.»

«Политическая партийность и стремление подвести всех под одну мерку утвержденного партией образца всегда была, есть и будет вредоносной бациллой в здоровом теле всякого государства. Рассадником взращивания этой вредоносной бациллы разложения обычно является парламентаризм.»

«Россизм – это формула, определяющая принадлежность человека к Российскому государству. А посему он не может быть отрицаем или неприемлем, пока данное лицо является гражданином Российского государства. Так же как лицо, принадлежащее к какой-нибудь расе, не может отрицать этой своей принадлежности именно к этой расе… Россизм преследует цель полного уничтожения коммунизма.»

Так вот. Первые два высказывания принадлежат Гитлеру образца 1924 года, а два последних – Семёнову образца 1938-го. Пространно излагая в отповеди литератору Петрову семеновскую идеологию «россизма», г-н Яременко, опустил процитированные выше тезисы атамана. И нетрудно понять почему. Калька полная! Надо ли спрашивать, кто у кого списал? Текст гитлеровской книженции в инете гуляет, сверить писанину фюрера и атамана несложно, и отчётливо станет понятно, что такое семеновский «россизм».

«Надо надеяться, что судьбе будет угодно выдвинуть хотя бы ещё в двух-трех странах своих Муссолини, Гитлеров и Франко. Тогда можно будет надеяться на укрепление единого фронта против растлителей морали и религии, за спасение ценностей культуры от коммунистического вандализма. А также за прекращение политической спекуляции на дипломатических взаимоотношениях держав с СССР. Тогда, может быть, вспомнят и о давно забытой порядочности в международных взаимоотношениях.

Иностранцам необходимо понять, что единственная причина, удерживающая население России и даже Красную армию от национальной революции теперь, после двадцатилетнего коммунистического гнёта, заключается в той поддержке финансово-экономической, которую советы имеют от капиталистических стран мира». Это тоже атаман образца 1938 года.

И еще одна цитата – характеристика, которую дал атаману бывший командир 1-го Нерчинского казачьего полка барон П.Н. Врангель, под началом которого послужил Семёнов: «Бойкий, толковый, с характерной казацкой смёткой, отличный строевик, храбрый, особенно на глазах начальства, он умел быть весьма популярным среди казаков и офицеров. Отрицательными свойствами его были значительная склонность к интриге и неразборчивость в средствах для достижения цели. Неглупому и ловкому Семенову не хватало ни образования (он кончил с трудом военное училище), ни широкого кругозора, и я никогда не мог понять, каким образом мог он выдвинуться впоследствии на первый план гражданской войны…». (Впрочем, барон Врангель сам себе ответил, отмечая положительные и отрицательные свойства будущего атамана, особенно неразборчивость в средствах.)

А вот проблемы с образованием и кругозором даже в 1938 году у атамана остались. Смеяться или плакать, читая про готовность народа и армии к национальной революции, которую подрывает в канун второй мировой войны международный империализм? Победа советского народа в Великой Отечественной войне, в которой и народ, и его составная часть – армия, понесли огромные потери, но сокрушили фашистскую мощь, опровергла атамана-недоучку, возомнившего себя стратегом и вершителем судьбы России. Однако, когда на землю так любимого им Отечества ступил сапог иноземного захватчика, не врагу советской власти Деникину или белым генералам Кусонскому и Махрову уподобился «патриот-стратег» Семенов, а генералам СС Краснову и Шкуро.

Свое стремление к вождизму а ля фюрер атаман и не скрывал. Пытливым умам рекомендую его мемуарчики хотя бы пролистать. Потому он и равнялся на Гитлера, Муссолини и Франко. Потому так ненавидел всякие парламентаризмы и прочие выверты демократии: «Необходимо найти такую форму, государственно обязательную для всего населения страны, чтобы, подобно воинской повинности, существовала бы и политическая повинность, могущая создать в стране единую политическую армию, цели которой должны быть направлены на благо всего населения… Политические доктрины – фашизм в Италии и национал-социализм в Германии – не подлежат копировке, ибо в целом ни то, ни другое в отношении России неприменимо. Мы можем и должны взять от них лишь то, что полезно», В общем, всё гениальное просто: коли в России население в «расово-племенном составе» столь разнообразно, в отличие от Италии и Германии, то и учение скомпиллируем свое – россизм. Винегрет из отрыжек Муссолини и Гитлера для рас и племён России. Кстати, это режущее ухо и глаз «расы и племена» (нечто из довольно мрачного, чуть ли не первобытного далёка) тоже скопировано у фюрера образца 1924 г., как и термин «красный интернационал», которому атаман предложил противопоставить интернационал белый.

И еще. В нормальной дискуссии не используют приёмы картёжного жульничества. Если речь идёт о политических пристрастиях атамана Семёнова, какое отношение имеют к этому ссылки Яременко на восторги Рузвельта экономической политикой Муссолини, как и на другие вопросы международной политики накануне второй мировой войны, в частности, торгового сотрудничества Германии и СССР и якобы готовности СССР (со слов гитлеровского дипломата Риббентропа!) присоединиться, как сообщает Яременко, «к Тройственному союзу (Германия, Италия, Япония)»? Последнее и вовсе не передёргивание карт, а элементарное невежество. Тройственный союз – это военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, сложившийся в 1879-1882 годы, который положил начало разделу Европы на враждебные лагеря и сыграл роковую роль в подготовке и развязывании первой мировой войны. Подскажу, что следовало сослаться на Тройственный пакт, или, правильнее, на Берлинский пакт 1940 года, положивший начало формированию «оси» Рим–Берлин–Токио, примыкать к которому СССР не собирался, наоборот, был крайне обеспокоен этим союзом, как явной военной угрозой. В общем, слышал автор звон… Легкость необычайная или информационная замшелость? Вот и литератора Петрова, напавшего на доброе имя атамана, представил как председателя Забайкальской краевой писательской организации. Откуда ж знать, что оные полномочия литератор Петров сложил год назад.

Яременко завершает свои обличения призывами не валить в отношении атамана с больной головы на здоровую, «придерживаться фактов, а не пересказов советских агиток и воспоминаний комсомольцев 30-х годов, порушивших все храмы в Забайкалье» (вот и храмы зачем-то приплёл, видимо, чтобы подтянуть на свою сторону православного читателя). Только почему-то «факты» у Яременко какие-то краплёные. Впрочем, мой гениальный однофамилец и его соавтор И. Ильф давным-давно очень точно охарактеризовали представителей подобной журналистики.

Олег ПЕТРОВ.