В Кабуле

Начало: http://starodymov.ru/?p=34004

Предыдущий раздел: http://starodymov.ru/?p=34705

Есть такое понятие – стереотип. В данном случае я речь веду о том, как мы относимся к представителям той или иной национальности. Умом мы понимаем, что тут – сколько людей, столько и личностей, что все люди разные, что в любой нации всякой твари по паре… Однако то – потом. Но в первый момент, когда мы слышим национальность человека, тут же в нашем сознании всплывает некий условный образ, наделённый некоторым комплектом качеств.

Что мы думаем при слове «англичанин»?.. Не сомневаюсь, что у большинства из читающих эти строки, в числе других, непременно окажется «высокомерие».

И история предоставляет нам сколько угодно примеров, подтверждающих, что стереотип о высокомерии британцев вполне обоснован.

На описываемый момент генерал-губернатором Индии (ещё этого чиновника иной раз именовали вице-королём) служил истинный британец – лорд Окленд, урождённый Джордж Иден, 54-х лет от роду.

Когда я попытался разобраться в родословной этого джентльмена, мгновенно запутался в многочисленных титулах: какой когда у какого родича и по какой причине наследовал, а какого удостоен за личные заслуги перед короной… Происходя из высшей британской знати, он с молодости заседал в Палате лордов, в разное время возглавлял Министерство торговли и Монетный двор, трижды назначался Первым лордом Адмиралтейства… В его честь назван город Окленд в Новой Зеландии, а также графство Окленд и город Иден в Австралии.

Короче, аристократ до мозга костей!..

Вот этого заслуженного джентльмена и назначили генерал-губернатором Британской Индии – случилось это в 1836 году. Соответственно, он автоматически стал солидной фигурой в «Большой игре»…

Что такое Великобритания – империя, над которой никогда не заходит солнце, и имеющая репутацию «владычицы морей»; что такое богатейшая обширная колония, которую обобщённо называли Британской Индией; что такое Ост-Индская компания… И кто такой генерал-губернатор Индии самолично лорд Окленд!..

Это с одной стороны.

И что такое Кабульский эмират?.. И какой-то (и не выговорить благородным британским языком) Дост-Магомет-хан?.. Это – с другой.

Разве это сопоставимые силы?!.

И что это за рекомендации какого-то мальчишки, возомнившего себя аналитиком, способного прогнозировать развитие мировой политики, пусть и в отдельно взятом регионе – это я пытаюсь представить отношение всё того же Окленда к Александру Бёрнсу, о котором уже шла речь…

Побывавший в Кабуле годом ранее британский резидент предложил эмиру, по сути, союз двух государств, что не могло не польстить самолюбию азиатского правителя. Правда, договор предусматривал некоторые пункты, которые Дост-Магомету не слишком понравились. Однако, по всей видимости, они бы нашли компромисс – политика и есть поиск компромиссов, когда обе стороны заинтересованы в достижении договорённости. А такая заинтересованность имелась…

Поразительно, но молодой разведчик, постигавший законы жизни «в поле», оказался более гибким политиком, чем политик по должности, поднаторевший лишь в подковёрных играх британского парламента. Окленд не понимал, как с местными вождями можно вести переговоры и заключать договоры на равных…

Лорд Окленд отправил Дост-Магомету подлинный ультиматум. Не считая нужным хотя бы блезиру ради примаскировать то самое британское высокомерие, о котором речь уже шла, генерал-губернатор Индии требовал от кабульского хана, по сути, безоговорочно следовать в кильватере своей политики. Никаких контактов с представителями Российской империи! Открыть рынок для британских товаров!..

Если учесть, что лично Окленд в немалой степени содействовал развитию промышленности в подконтрольном регионе, получается, что он лоббировал её интересы… Что можно поставить ему в плюс как вице-королю колониального региона, однако что не может оправдать его неумение общаться с правителями сопредельных государств.

Эмира ультиматум буквально возмутил. Если до данного ультиматума партнёрские отношения между государствами ещё могли сохраниться, то теперь все симпатии его принадлежали России.

Прибывший как раз в этот период в Кабул Виткевич предлагал хану условия союзничества, в корне отличные от ультимативных требований британского генерал-губернатора.

Чего в первую очередь желает правитель любого государства – если, конечно, он истинный патриот своего отечества?.. Вот в этом направлении и гнул свою линию Виткевич.

От имени Санкт-Петербурга он обещал поддержку Кабулу в сохранении территориальной целостности страны, содействие в возвращении ранее отторгнутых территорий, в том числе и Пешавара, а также Герата, у стен которого только начиналась описанная выше война.

Заручившись такими обещаниями, Дост-Магомет окружил Виткевича заботой и вниманием. Бёрнсу он порекомендовал вернуться в Британскую Индию – выдворил из страны, если говорить прямо.

Случившееся можно было расценивать как триумф российской дипломатии в регионе.

Обрадованный достигнутой победой, Виткевич весной 1838 года отправился на доклад к генералу Ивану Симоничу, у которого находился, так сказать, в оперативном подчинении, и в котором видел единомышленника.

***

Дополнения:

Об Александре Бёрнсе: http://starodymov.ru/?p=34663

Об осаде Герата: http://starodymov.ru/?p=34702

Об Иване Симониче: http://starodymov.ru/?p=34689