От Орска в Оренбург

(Начало: http://starodymov.ru/?p=34004

Предыдущий раздел: http://starodymov.ru/?p=34092 )

Если бы я писал классический роман, то непременно присочинил бы беседу Гумбольдта с оренбургским губернатором о судьбе ссыльного юноши. А потом и в Петербурге – вплоть до государя Николая Павловича…

Однако о том, как проходили эти беседы, можно лишь предполагать. Доподлинно известно, что в Оренбурге о своём сопровождавшем он с губернатором говорил, а вот с кем в Петербурге – неведомо. Впрочем, главное, что они, эти беседы с сильными мира сего, возымели воздействие!..

Об этом свидетельствует простая логика: без Высочайшего соизволения никто изменить положение ссыльного бунтовщика не осмелился бы.

Вскоре после того, как Гумбольдт убыл восвояси, Виктевичу присвоили унтер-офицерское звание. А затем перевели служить в Оренбург. Относительно захолустного Орска это был центр цивилизации.

…Вот написал предыдущую фразу, и стало неловко…

Как всё же иной раз легко мы разбрасываемся определениями!..

«Захолустный Орск»… А ведь в нём люди живут – уже на протяжении двух с половиной веков!.. И каково человеку, который родился и вырос в этом городе, читать такое!..

Между тем, сегодня Орск по площади входит в десятку крупнейших городов России. Что, друзья мои, удивлены?.. А ведь это не опечатка – так оно и есть!.. Население Орска составляет около 230 тысяч человек – не такой уж маленький показатель для города областного подчинения. Город расположен по обеим сторонам реки Урал, соответственно, условно подразделяется на европейскую и азиатскую части. Индекс качества природной среды у города вполне средненький. Конечно, хотелось бы, чтобы повыше… Но только тут работает промышленность, действуют предприятия… По нынешним временам – не так уж плохо. К тому же здесь расположен немалый железнодорожный узел, откуда поезда отправляются, в частности, в Казахстан и дальше в республики Центральной Азии…

Из достопримечательностей города следует отметить – приготовьтесь удивиться! – воду. Она и просто питьевая хороша; а ещё на глубине нашли целительную минеральную…

В общем, слово «захолустный» забираю обратно.

Но это – сегодня. Во времена, о которых идёт речь, городок оставался пограничной крепостцей.

Так что для Яна Виткевича перевод в Оренбург открывал несколько большие горизонты.

В столице края его, как знатока языков и обычаев местных народов, определили в пограничную комиссию с присвоением звания портупей-прапорщика. Портупей-прапорщик, или подпрапорщик – переходное звание от унтер-офицеров в обер-офицеры. К нему уже полагалось обращаться на «вы», он носил серебряный темляк, имел право посещать офицерское собрание, однако играть в карты здесь ему пока ещё не полагалось. На мой взгляд, для морального состояния человека такие перемены имели весьма существенное значение.

В Табели о рангах для чина подпрапорщика местечка пока не имелось.

И всё же именно этот чин, эта должность стали стартовыми для будущего разведчика!

Хотя, чтобы перейти к дальнейшему рассказу о судьбе Яна Виткевича, придётся ещё раз отвлечься.

***

Дополнение:

Табель о рангах: http://starodymov.ru/?p=24011