И ЕЩЁ РАЗ ОБ АШХАБАДСКОМ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ

Случилось оно 70 лет назад, 6 октября 1948 года

Время – неумолимая субстанция. Как бы много я хотел сделать, о чём написать – а вот не успеваю, ничего не успеваю.

В частности, об Ашхабадском землетрясении, которое случилось ровно 70 лет назад, 6 октября 1948 года. (См.: http://starodymov.ru/?p=28098 )

Об этом трагическом событии показывали вчера документальный фильм по каналу «Культура». Там много чего показали, и всё интересно и правильно… Самое страшное землетрясение в истории России и Советского Союза – город был буквально стёрт с лица земли, и погибло, как считается, примерно 70 тыс. человек.

Однако не хватало одной очень важной картинки.

Друзья мои, где находится Ашхабад?.. (см.: http://starodymov.ru/?p=5982 ) Взгляните на карту!.. Если смотреть со стороны всего Советского Союза – за величайшей пустыней Кара-кумы. Чёрные пески! Туда просто нет прямой дороги! Это сейчас проложили прямую автодорогу до Ташауза, а во времена оны её не существовало.

Да, по распоряжению Сталина в Ашхабад шли поезда с помощью и строительными материалами. Однако именно о транспортной схеме, о трудностях подвоза грузов  в передаче не прозвучало информации.

В передаче показали сюжет, как из самолёта выгружаются медики, прилетевшие оказывать помощь пострадавшим. Оно правильно, «борта» приземлялись в аэропорту постоянно. Однако в силу расстояния и разрушенной инфраструктуры самолёты не могли навести надёжный воздушный мост, который обеспечил бы пострадавший регион всем необходимым. Самой рабочей лошадкой той поры оставался Ли-2 – не самая грузоподъёмная машина всех времён и народов. Нет-нет, я не принижаю роль авиации – ни в коем случае: я только говорю о том, что кардинально снять вопрос обеспечения Ашхабада всем необходимым самолёты не могли по объективным причинам.

А нужно было везти продукты, палатки, шанцевый инструмент, строительные материалы, те же печки и топливо – ведь надвигалась зима… Параллельно эвакуировать раненых…

(О военной медицине: http://starodymov.ru/?p=2391 )

В Ашхабад можно попасть только двумя путями, имею в виду железнодорожный транспорт. Это по одноколейной магистральной линии, которая протянулась по пустыне от Красноводска до Чарджоу (ныне Туркменабад) – Ашхабад расположен как раз между этими городами. То есть чтобы любой груз попал в столицу Туркмении, ему предстояло проследовать в вагоне сотни километров. При этом от железнодорожников требовалось так организовать движение, чтобы не возникло пробки – подчеркну тройной жирной: путь был одноколейным с периодически разбросанными разъездами!

Эшелон поступал на станцию, ему отводилось на разгрузку строго определённое время, после чего он уступал место следующему эшелону. И попробуй не успеть разгрузить – времена-то были суровые!..

Мне довелось находиться в Ашхабаде в октябре 1988 года, когда тоже вспоминали то жуткое землетрясение. Помню, как выступал один местный националист и антисталинец, который, несмотря на свои воззрения, всё же признал, что «надо отдать должное Сталину – помощь поступала в Ашхабад чётко, как часы».

Командующий войсками Туркестанского военного округа генерал Иван Петров (см.: http://starodymov.ru/?p=27635 ) мобилизовал на помощь разрушенному городу силы всего округа. И как раз разгрузкой и разбором завалов занималась именно армия.

…Жуткое это было землетрясение, страшное…

Живи, Ашхабад! У меня с этим городом связаны самые светлые воспоминания. Так пусть его хранит судьба!

(Фото из интернета)