И ЕЩЁ РАЗ ОБ АШХАБАДСКОМ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ
Случилось оно 70 лет назад, 6 октября 1948 года
Время – неумолимая субстанция. Как бы много я хотел сделать, о чём написать – а вот не успеваю, ничего не успеваю.
В частности, об Ашхабадском землетрясении, которое случилось ровно 70 лет назад, 6 октября 1948 года. (См.: http://starodymov.ru/?p=28098 )
Об этом трагическом событии показывали вчера документальный фильм по каналу «Культура». Там много чего показали, и всё интересно и правильно… Самое страшное землетрясение в истории России и Советского Союза – город был буквально стёрт с лица земли, и погибло, как считается, примерно 70 тыс. человек.
Однако не хватало одной очень важной картинки.
Друзья мои, где находится Ашхабад?.. (см.: http://starodymov.ru/?p=5982 ) Взгляните на карту!.. Если смотреть со стороны всего Советского Союза – за величайшей пустыней Кара-кумы. Чёрные пески! Туда просто нет прямой дороги! Это сейчас проложили прямую автодорогу до Ташауза, а во времена оны её не существовало.
Да, по распоряжению Сталина в Ашхабад шли поезда с помощью и строительными материалами. Однако именно о транспортной схеме, о трудностях подвоза грузов в передаче не прозвучало информации.
В передаче показали сюжет, как из самолёта выгружаются медики, прилетевшие оказывать помощь пострадавшим. Оно правильно, «борта» приземлялись в аэропорту постоянно. Однако в силу расстояния и разрушенной инфраструктуры самолёты не могли навести надёжный воздушный мост, который обеспечил бы пострадавший регион всем необходимым. Самой рабочей лошадкой той поры оставался Ли-2 – не самая грузоподъёмная машина всех времён и народов. Нет-нет, я не принижаю роль авиации – ни в коем случае: я только говорю о том, что кардинально снять вопрос обеспечения Ашхабада всем необходимым самолёты не могли по объективным причинам.
А нужно было везти продукты, палатки, шанцевый инструмент, строительные материалы, те же печки и топливо – ведь надвигалась зима… Параллельно эвакуировать раненых…
(О военной медицине: http://starodymov.ru/?p=2391 )
В Ашхабад можно попасть только двумя путями, имею в виду железнодорожный транспорт. Это по одноколейной магистральной линии, которая протянулась по пустыне от Красноводска до Чарджоу (ныне Туркменабад) – Ашхабад расположен как раз между этими городами. То есть чтобы любой груз попал в столицу Туркмении, ему предстояло проследовать в вагоне сотни километров. При этом от железнодорожников требовалось так организовать движение, чтобы не возникло пробки – подчеркну тройной жирной: путь был одноколейным с периодически разбросанными разъездами!
Эшелон поступал на станцию, ему отводилось на разгрузку строго определённое время, после чего он уступал место следующему эшелону. И попробуй не успеть разгрузить – времена-то были суровые!..
Мне довелось находиться в Ашхабаде в октябре 1988 года, когда тоже вспоминали то жуткое землетрясение. Помню, как выступал один местный националист и антисталинец, который, несмотря на свои воззрения, всё же признал, что «надо отдать должное Сталину – помощь поступала в Ашхабад чётко, как часы».
Командующий войсками Туркестанского военного округа генерал Иван Петров (см.: http://starodymov.ru/?p=27635 ) мобилизовал на помощь разрушенному городу силы всего округа. И как раз разгрузкой и разбором завалов занималась именно армия.
…Жуткое это было землетрясение, страшное…
Живи, Ашхабад! У меня с этим городом связаны самые светлые воспоминания. Так пусть его хранит судьба!
(Фото из интернета)
КРЕПКОЕ СОСЕДСТВО
Задолго ещё до библейских пророков,
В трудах выживая и в битвах жестоких.
Огню поклонялись и богу Тенгри -
Туркмен праотцы были солью Земли.
На битву аскеров без слёз провожали
Туркменки двужильные и аксакалы.
Звучали о воинах песни бахши
Победных пиров в Каракумской тиши.
Летели над древней страною века.
Могилы истёрлись в барханах песка.
Свободы огни разжигая в груди,
Рабы захотели назваться людьми.
Едины с Россией в крушении царства,
Туркмены своё обрели государство
И двинулись сразу в развитьи вперёд -
Как много народу свобода даёт!
В едином строю в 40-грозном году
Отцы наши вместе отбили орду.
Мы помним, понятья не знающих «плен»,
Героев Союза – отважных туркмен.
И беженцев рать благодарна теплу –
Делились последним туркмены в тылу.
В войну принимать был блокадников рад,
Встречая как братьев своих, Ашхабад.
Зато в час беды, выручая из ада,
Когда содрогнулась земля Ашхабада,
Печалей, трудов и строительства груз
Так дружно на плечи взвалил весь Союз.
Лет двести прошло, но сердечные песни
Нас трогают искренне Молланепеса.
И сто поколений туркмен подросли
По мудрым учениям Махтумкули.
Путь Шёлковый вновь возрождают КАМАЗы,
Идя из России к Кара-Богазу.
Стране удалось, как ракете, взлететь,
Где топливом – газ и каспийская нефть.
Где предков, как прежде, и любят, и чтут.
Где всякий в почёте для Родины труд.
Где дружбой силён на Земле человек –
Идёт в ХХ1 уверенно век!
Хайдар Бедретдинов