ФРАЗЫ И МЫСЛИ из РОМАНА «КРИВОУСТОВЫ»

(Подборка-6)

Человек, имевший боевой опыт, глядя на собравшихся ратников, решил бы про себя что-то вроде «в бою поглядим, чего вы стоите». В конце концов, именно бой, и только бой может продемонстрировать, что собой представляет данный человек с оружием. Или воинское подразделение. И лишь тот, кто не нюхал пороху, судит о рати в первую очередь по внешнему виду ратников.

«Красив в строю – хорош в бою!»… Придумали же лозунг плац-военачальники!.. Чушь это! Никаких прямых параллелей между внешним видом и способностью чеканить шаг на параде с одной стороны, и умением воевать с другой – провести невозможно. Опытный воевода об этом хорошо знает. Человек же, знающий о войне понаслышке, видевший сражение только на картинке, о боевых качествах воина судит как раз по бравой выправке.

***

Однако так уж устроен человек, что постоянно бояться не может, что чувство страха со временем притупляется, и если и не пропадает вовсе, но уже не заставляет человека вскидываться по ночам от каждого постороннего звука.

***

Одиночество и грусть неразлучимы.

***

…Одна оставалась одинокой в царёвых палатах, а другая – в родительском селе. Для тела разница существенная, а для души не столь уж велика.

***

Царь в России, что ни говори, это не просто человек, облечённый всей полнотой власти. Царь – это воплощение идеи всей Русской земли!

***

Есть такие женщины – никого она не наказывала, и уж подавно не била, а под суровым её взглядом все склонялись и трепетали.

***

Единственное предназначение женщины на земле – ребёночка родить, да не одного! Не родит, или же помрёт ребёночек – так вроде и впустую баба век свой прожила, напрасно на свет приходила.

***

Человек к нации не кровью принадлежит, а духом. Какого духа человека, такой он и нации.

***

Когда человек что-то сам заработает, он и борется за это, и в любой огонь полезет за своим, кровным. А когда ему блага просто так даются, человек воспринимает это как должное, что ему это дармовое просто за красивые глаза положено.

***

Если человек – творение божье, значит, и всё, что выходит из его рук, богу угодно. Если это красота, которую человек сотворил, значит, она призвана приумножать красоту земную, а красота есть проявление бога в нашей жизни. Поклоняться идолам – грех. А видеть, сколь великую красоту могут сотворить руки человеков, пусть даже и язычников, видеть это и осознавать величие и благость божью, даже в такой форме – вот что достойно православного!..

***

– Всё в руках божьих, провидеть его логику нам не дано… И я грешен, досадую, что не могу понять, в чём благость для господа, что он допускает, как вместе с людьми, которые несут диким народам благо и добро, сюда же идут и лихоимцы, тати, воры… По ним, поганцам, местные народы судят обо всех о нас – вот в чём беда!..

***

Обратить в истинную веру любого человека – святой долг каждого христианина. Господь создал человеков разными, потому и не все сразу постигают истинную веру, однако это не значит, что их следует лишать шанса на божью благодать. Шанс на благодать даётся каждому человеку, только не каждый этот шанс использует…

***

Только ведь смелый не тот, кто не боится, а тот, кто страху не поддаётся, не показывает его…

***

Сильнее всего человек другому мстит за собственные грехи, за собственную слабость… Человек не любит себе признаваться, что в чём-то неправ, вот и ищет, кого бы обвинить в собственной неправоте.

***

Разрушением кумирниц человека от заблуждений не убережёшь, вызовешь только бунт и смертоубийство. А если будешь строить храм, то и в душах заблудших проснётся святость…

***

У каждого человека своё предназначение: одному из пищали палить, другому бумаги писать.

***

Чужака повсюду стараются обобрать.

***

Да только кто ж их возьмётся считать, тех безвестных ратников, павших на отдалённых заставах да в скоротечных сшибках небольших отрядов, рыскающих по глухим тропам вдоль столбовой дороги войны! В лучшем случае похоронит их кто сердобольный по-человечески, да заупокойную скороговоркой прочитает над могильным безымянными холмиком. А то останутся гнить те тела на сырой земле в лесной чащобе, где растащат их кости дикие звери – будто и не жил тот человек на земле, будто не радовался материнской ласке да женской утехе, будто не страдал от холода-голода, или, скажем, с похмелья не мучился… Человек, божье творение, видевший белый свет, воздухом дышавший – а исчезнет без вести, будто никогда и не родился он!.. И станет маяться неприкаянная душа, не отпетая, как подобает по христианскому обычаю, мыкаться в лесной чащобе, не имея пристанища и пугая путников, в вековечном осознании, что когда вострубят трубы, сзывающие души на Страшный суд, когда определит Господь восстать мёртвым из праха, и места-то захоронения останков её тела отыскать окажется непросто…

***

Когда идёт война, человек к смерти скоро привыкает. Убивать только в первый раз страшно. Ну, быть может, во второй, кому-то, для особо чувствительных, в третий… А потом глаз к виду смерти адаптируется, нос её запах не улавливает, и душа черствеет. Поначалу нет у человека личной ненависти к человеку вражеского стана, и испытывает он угрызения совести, что лишает жизни такую же тварь божью, как и сам. Ненависть к врагу приходит позднее, когда друг твой погибнет, когда насилие да пожарище узришь, когда на смену закону милосердия исподволь, ядовитой тварью в душу вползёт жажда мести. И тогда даже если разум человеческий начинает размышлять, есть ли необходимость лишать жизни данного конкретного человека вражеского войска, душа в этот процесс уже не вмешивается – ей уже всё равно. Грешить один человек начинает легко, другой тяжко, тут у каждого по-разному, а вот остановиться в греховодстве всем одинаково трудно. Он, грех-то, как трясина засасывает, не вырвешься.

Ох, и трудно на войне оставаться человеком!

Убить может любой человек. Имеется в виду, что у каждого человека достаточно силы или ловкости, чтобы лишить жизни другого. Главное, чтобы к этому оказалась готова душа. А душе этот шаг совершить труднее всего в первый раз. Второй шаг даётся куда легче.