КРАСНЫЙ ЧИКОЙ. ДЕЛА СЕМЕЙСКИЕ
Для начала поделюсь с читателями некоторыми крохами знаний по этнографии Забайкалья, которых чуточку нахватался сам. Без этого будет непонятен данный раздел моих записок.
Итак, исторически население края формировалось в результате смешения местных жителей и пришедших в результате российской экспансии, начавшейся в середине XVII столетия. Напомню, что по рассказам знатоков истории края, буряты невесть по каким причинам на территории нынешнего Забайкальского края не слишком-то селились.
Русское население края формировалось следующим образом. Потомки самых-самых первопроходцев, даже смешавшиеся с местными жителями, называются сибиряками. В тесной связи с ними находятся и казаки, которые на протяжении веков сохраняли свою самобытность. А есть ещё тут семейские. Вот о них-то и пойдёт сейчас речь.
В середине XVIII века Екатерина начала кампанию по переселению старообрядцев западных губерний империи (ныне территория Прибалтики, Белоруссии, Украины) на Восток. Сначала это делалось принудительно, затем и сами противники никоновских реформ стремились уехать подальше от идеологических недругов. Счёт вёлся поначалу на тысячи переселённых семей, потом на десятки тысяч… Вот потомки тех переселенцев-старообрядцев и называются семейские.
Таким образом, семейские – это старообрядцы, в значительной степени сохранившие по сей день традиции своих ортодоксальных предков.
К слову, что для меня стало неожиданностью. Оказывается, староверы и старообрядцы – это разные группы приверженцев дониконианской ветви православия. Они смыкаются, они близки, но всё же это не одно и то же.
Так вот, в селе Архангельское, или иначе Кочёнка, близ Красного Чикоя, проживает сколько-то семей семейских. В одном из домов, а точнее, в одной усадьбе они организовали музей. Здесь всё устроено так, как жили их предки.
Нас встретили ярко и цветасто одетые женщины – фольклорный коллектив «Музейная мозаика», которым руководит Татьяна Лоскутникова. В коллективе – шесть женщин, в возрасте от 48 до 66 лет (это не я такой бестактный – это цифирь из буклета, который рассказывает о певуньях).
Они исполнили нам несколько песен.
Потом пригласили в дом. Здесь всё также устроено традиционно. Красный угол с образами, русская печь, полати (по-местному – полатцы), лавки вдоль стен, стол…
Стол был накрыт к нашему приходу. Картошечка, выжаренные шкварки, блины, различные соления, грибочки…
Хозяйки рассказывали: о быте своих предков, о традициях… О том, что в 2017 году планируется проведение фестиваля, посвящённого 350-летию начала заселения Забайкалья старообрядцами…
А потом случился конфуз.
Существует же правило, предписывающее не соваться в чужую обитель с непринятыми здесь установлениями. Можно взглянуть на ситуацию и с другой стороны. Мы в музейном доме-усадьбе автоматически стали участниками ролевой игры. Устроители не только сами рассказывали о традиционном житье-бытье, но и вовлекали нас в разговор, предлагали каждому рассказать о себе и о своём творчестве… То есть тут предполагалось некое заранее распланированное действо.
И вдруг так получилось, что… Как бы это рассказать, чтобы и всё разъяснить, и ни в кого не бросить камень… В общем, принимаем такой расклад: в избе собрались два участника встречи – хозяева и гости. Каждая сторона, соответственно, играла свою роль – одна активную, другая пассивную… Или ведущую и ведомую, если такая терминология благозвучнее.
Но тут вмешалась третья сторона. Как известно, дорога в самые отпетые места нередко устлана самыми светлыми намерениями. Из лучших побуждений на нашу встречу пригласили местную поэтессу Анну Титову. И весь сценарий, составленный семейским коллективом, тут же рассыпался. Поэты ж народ такой – тут же начинают тянуть одеяло на себя. Что, не все такие?.. Ну ладно, некоторые…
Гостья тут же начала читать свои стихи. Разговор о семейских, о староверах и старообрядцах, о намечающемся фестивале, соответственно, скомкался…
Меньше всего мне хотелось бы, чтобы данный фрагмент моих воспоминаний выглядел бы как некий укор в чей угодно адрес. Вовсе нет. Просто в любом деле предполагается наличие одного руководителя, и вмешательство в процесс руководства третьих лиц далеко не всегда приводит к благополучному результату.
В конце концов, встреча получилась замечательной. И это – главное!
Спасибо, семейские!
Село Архангельское ранее называлось не Кочёнка, а Кочён. Кочёнка – это название речушки, протекающей по этому селу.