ПРЕМИЯ им. СЕРГЕЯ МИХАЛКОВА

В конференц-зале Дома Ростовых (Поварская,52) 31 марта состоялось награждение победителей Седьмого Международного литературного конкурса им. Сергея Михалкова «Лучшая книга 2013 года». Открыл и вёл церемонию председатель жюри Конкурса, Председатель Международного сообщества писательских союзов Иван Переверзин.

На конкурс поступило более трёхсот книг. Среди авторов – писатели Москвы и Подмосковья, российских регионов, стран Ближнего и Дальнего Зарубежья.

Победителями конкурса стали:

Первая премия – Аннинский Лев Александрович за книгу «Красный век. Эпоха и её поэты» (номинация «Литературная критика»);

Вторая премия – Сорокин Валентин Васильевич за книгу «Пути свидания» (Поэзия»);

Третья премия – Петелин Виктор Васильевич за книгу «История Русской литературы ХХ века» (в двух томах) («Литературоведение»);

Поощрительные премии: Мустафин Ямиль Мустафьевич за книгу «Бешеная» («Проза»); Аришина Наталья Сергеевна за книгу «Сто стихотворений» («Поэзия»); Игорь Олен за книгу «К востоку от рая» («Проза»); Сазонов Геннадий Алексеевич за книгу «Однажды зимой» («Проза»); Балачан Владимир Фёдорович за книгу «Выше веры и любви» («Поэзия»); Борискина Аида Ивановна за книгу «Сказки бабушки Матрёны» («Сказки для детей»).

Во время церемонии выступили: Инна Воронова, Анатолий Парпара, Сергей Коротков и другие гости.

Следует также отметить большую роль, которую сыграла в подготовке мероприятия заместитель председателя жюри, помощник Председателя МСПС Людмила Салтыкова.

Соб.инф.

Ну и ещё, традиционно, несколько впечатлений личных.

Сотрудница Аппарата МСПС Юлия Фомичёва организовала на церемонии награждения выступление струнного квартета: три скрипки и виолончель. Поскольку я никого из коллектива не знаю, и даже больше: про сам коллектив не знаю ничего, лишь отмечу – Юлия играет на виолончели.

Музыканты исполнили четыре небольших произведения. Слушал я их и испытывал странное смешение чувств.

Конечно, это музыка. Это не электронный штампованный  эстрадный ширпотреб. И когда слышишь согласованное гармоничное звучание нескольких инструментов, когда ощущаешь их гармонию, но в то же время различаешь, что каждый из них звучит самостоятельно… Когда это самостоятельное звучание каждой из шестнадцати струн (четыре по четыре) сливаются в единую мелодию, это не может не завораживать. Современная музыка для пипла нацелена на те центры организма, где обосновались склонность к отупению и готовность подчиниться ритмике бездумья. Музыка классическая напрямую общается с душой.

Всё так. Но в то же время я не готов к восприятию классической музыки. Да, я с удовольствием послушаю какую-то композицию, кое-что мне даже нравится (я не оригинален: «Лунная соната» или «Полёт шмеля»), однако я не пойду на концерт классической музыки. И если, как вот здесь, мне довелось послушать классику, я отдаю отчёт, что это прекрасно, но тут же с грустью признаю, что воспринимать оную не готов. И если учесть возраст, никогда до восприятия Высокой Музыки уже не разовьюсь.

Но на церемонии вручения Литературной премии всё же музыка, сколь красивой она ни была, не есть главное.

Свою точку зрения о литературных премиях я уже высказывал.

http://starodymov.ru/?p=16149

Премия им. Сергея Михалкова вручается уже в седьмой раз. И её организаторы искренне надеются, что со временем она ещё расправит крылья и обретёт куда больший размах.

Председатель жюри Иван Переверзин на церемонии озвучил своё предложение, которое он намерен вынести на обсуждение на заседании Исполкома. Суть предложения состоит в следующем. В качестве дополнения к собственно премии предоставить право лауреату издать следующую книгу за счёт организаторов конкурса. Мне, как писателю, к тому же живущему в нынешнем рыночно-меркантильном времени, такая перспектива представляется очень даже привлекательной.

На мероприятии выступили несколько человек. Говорили о многом, о разном. О Сергее Михалкове, о его вкладе в развитие отечественной литературы, в первую очередь детской. О катастрофическом снижении уровня современной литературы. О необратимости тенденции снижения популярности бумажной книги и замены её на электронный носитель. Всё это темы привычные, о них говорят везде, только вот не меняется к лучшему ничего.

http://starodymov.ru/?p=17277

А ещё затронули вопрос, что нынче литература всё больше обособляется по национальным, так сказать, квартирам. Пространство русского языка заметно сокращается, и вместе с ним усыхает и наша литература. Национальные литературы всё больше замыкаются, становятся вещью в себе для своих. Литература перестаёт быть единящим началом общероссийской культуры, в национальных республиках всё больше делается упор на сепаратизм – пока культурный… Тревожная тенденция, друзья мои!

Всё меньше появляется переводных книг, а если они и появляются, то уровень перевода оставляет желать много лучшего. Это относится как к внутрироссийской литературе, так и к иностранной.

Я сам сейчас читаю книгу Гарри Гаррисона «Молот и крест». Интересная книга. Но перевод – просто кошмарный. Это даже не перевод – это примитивный не выстроенный подстрочник.

Прозвучала на вечере мысль, которая звучала вроде как вполне логично, однако воспринял я её скептически. Мол, нужно бы издать антологию поэзии ХХ века. Предложение, бесспорно, замечательное. Но… Кто и по каким критериям будет отбирать достойных? Инициатор идеи предложил, что каждому автору выделить равный объём, и вне зависимости от того, в каком творческом союзе он состоит. Что тут скажешь?.. Сначала – о принадлежности к союзу. Мы ведь знаем, что творческие объединения формируются, как правило, вокруг некой идеи. Вы скажете: вокруг фигуры. Допустим. Но всё же идеологический заряд, воплощённый в данной фигуре, значение имеет огромное.

Писательский мир России на сегодняшний день раскололся на лагеря по разным плоскостям. В частности, на «либералов» и «патриотов».  Изначальная идейная позиция приверженцев каждой делянки отторгает другую. И как поместить под одной обложкой произведения, которые находятся в идейном антагонизме?.. Не знаю, быть может, кто-то сочтёт, что это хорошо. Но я пытаюсь представить себе состав редакционного совета этого сборника… Нет, не представляется.

Ну и второе. По степени плодовитости авторы также все разные. Кто-то написал одно стихотворение, но гениальное. Другой – много, но добротных. Как наделить обоих равной площадью?.. Хорошо, скажем, каждому – в соответствии с талантом… Но кто сможет определить уровень оного?..

Возвращаюсь к замечательному фильму «Небесный суд». Там адвокат в исполнении Пореченкова убедительно  доказывает, что «кто мы такие», чтобы взять на себя ответственность оценить подлинную ценность произведения искусства?

Так что идея антологии – прекрасна. А вот её практическая реализация… С трудом я её представляю.

Вот такие мысли и сомнения.