МЫСЛИ ИЗ КРУИЗА

(Блок второй)

О сне на теплоходе

Утром просыпаюсь рано, выхожу на палубу. Раньше по утрам делал пробежки, сейчас просто прогуливаюсь, делаю по десятку кругов по палубе.

Здороваюсь с матросом, который совершает утреннюю приборку. Он не отвечает, глядит разве что не с злобой. Ему ведь спать хочется, а тут – человек, который имеет полную возможность почивать,  бродит как неприкаянный, ему работать мешает.

Мне жалко тратить время на сон. А ему – на работу. Вот она – разница в возрасте!

***

О руководстве

Надо же, какой молодой директор круиза у нас! А это ж какой объём обязанностей!.. Наверное, уже немало опыта, коль на таком посту!..

***

О разговорчивости

Конечно, и мужчины разные бывают. И всё же, как правило, по количеству слов для передачи минимума информации женщина любого мужчину переплюнет!

***

О двусмысленности названия

Вместе с нами из Петербурга отчаливал теплоход «Карл Маркс».

Когда мы подплыли к городу Сортвала, к нам подошёл местный теплоходик «Преподобный Серафим». Кто-то из пассажиров заострил внимание: забавно, мол, выглядит, когда «Серафим» швартуется к «Карлу Марксу». Люди постарше двусмысленность ситуации оценили. Молодым пришлось разъяснять. Ну а шутка, которую приходится разъяснять, теряет всю соль.

***

О памяти, потерявшей крылья

Дважды за время круиза нам пришлось воспользоваться услугами «комет» на подводных крыльях. Ну а сколько раз видели их… Разговорились мы с несколькими пассажирами по этому поводу.

В России, да и во всём мире, огромную роль в развитии судов на подводных крыльях, а также экранопланов, сыграл выдающийся конструктор Ростислав Алексеев. Одно время (наверное, в связи с какой-то датой) по телевидению прошёл целый цикл передач, посвящённых его судьбе, и судьбе его разработок. И вот ведь что удивительно! Несмотря на бюрократические препоны, Алексеев добивался своего, и его творения по сей день бороздят водные просторы планеты. И нынешние клеймят вовсю бюрократов прошлого.

Слов нет, бюрократы загубили множество талантов и изобретений. И всё же идеи Ростислава Алексеева пробились в жизнь, и – вон они, разрезают волны своими крыльями!

Но сегодня-то, сегодня!.. Почему сегодня мы живём только заделом, оставшимся от великих конструкторов вчерашнего дня?.. Почему падают «королёвские» ракеты, уходят в утиль корабли и самолёты наших великих инженеров, а им на смену ничего не создаётся? Единственный самолёт, созданный в «постсоветское» время, и тот никак не может стать на крыло. Почему так?..

Что же мешает сегодня создавать технические шедевры? И что же тогда хуже для изобретателя-конструктора: былое время или же время нынешнее?.. Вряд ли кто ответит…

***

О мраморе и питерском метро

Самая дорогая по отделке станция петербургского метро – «Ладожская». Для её отделки использован очень дорогой – с прозеленью – мрамор.

***

О юморе

После очередной экскурсии рассаживаемся в автобусе. Старшая проверяет, все ли собрались. С автобусной «галёрки» раздаётся нежный девичий голосок:

- Конец на месте!

Молодёжный юмор…

***

О поэтике и прозаизме

Вечер. Борт теплохода. Семейная пара.

Луна освещает несколько небольших островков, густо покрытых островерхими хвойными деревьями.

Она:

- Смотри: как ёжики!..

Он:

- Да какие ёжики, в самом деле!.. Острова с деревьями – да и всё.

***

О кладах

Севернее Ладожского озера, где нас принимали на экскурсию, на протяжении истории многократно прокатывалась война. И после каждой из них, как правило, оставались клады. Вполне естественно, что клад – совсем не обязательно представляет собой глечик с золотыми червонцами…

Рассказывала наш экскурсовод Елена. В городе Сортавала был найден клад. В тщательно упакованном и укрытом сундучке оказалась…  подборка журналов мод за 193… какой-то год. Наверное, для кого-то и это являлось ценностью.

В связи с этим вспоминается случай из моей курсантской юности. В 1976-м, если не ошибаюсь, году в Донецке случилось землетрясение – отголосок страшного буйства стихии в Румынии. Мы, курсанты, его даже не заметили. А на следующий день один преподаватель рассказал нам о том, что случилось у него накануне вечером, как раз во время катаклизма.

Сидит он дома. И вдруг видит, как закачалась люстра, как задвигались створки трельяжа… Офицеру некогда довелось послужить на Дальнем Востоке, так что среагировал он мгновенно. Схватил детей под мышки и бросился вон из дома, крикнув жене что-то типа: мол, хватай ценности и бежим!.. Выскочил он на улицу, оглядывается, а сзади жена бежит, прижимая к груди мешочек с бигуди. Оно, с испугу, конечно, растеряешься, слов нет!

***

О демилитаризации Северной Ладоги

Раньше в районе Рускеала имелся военный городок, в котором выращивали служебных собак, в первую очередь для нужд пограничников. Сейчас граница охраняется электроникой, и нужда в четвероногих помощниках «зелёных фуражек» отпала. Питомник закрыли, военного городка больше нет.

Мне показалось, что экскурсовод сообщила об этом с грустинкой.

***

О символике

В городе Сортавала экскурсовод обратила наше внимание на то, что на фасаде здания Сбербанка изображено какое-то дерево. Елена предложила нам распознать, какое именно растение изобразил художник. Оказалось, что это просто стилизованное изображение дерева вообще.

А я подумал о том, что это Мировое дерево, образ которого столь широко распространён среди многих народов Севера. Только что оно делает под крышей банка – вот в чём вопрос!

***

О зловещем пророчестве

Забавно. Экскурсовод инструктирует подопечных: мол, нужно держаться всем вместе, потому что (внимание!): НАЗАД НЕ ВЕРНЁТСЯ НИКТО! Имеется в виду, что маршрут круговой, и никто не будет возвращаться по той же дороге. Но двусмысленность выглядела зловещей, согласитесь.