ОТКАЗ ОТ КРЫЛЬЕВ
или Путь из болота в болото
Не так давно довелось мне прочитать повесть «Срочно требуются седые человеческие волосы» Юрия Нагибина. Повесть написана в виде сценария кинофильма. Произведение интересное, зацепило, заставило кое над чем задуматься…
А тут по ТВ показали фильм по этой книге, оказывается, был такой, и уже довольно старый. Главного героя играл Алексей Баталов.
Вот в связи с этим мы как-то разговорились с коллегой по поводу произведения. И разошлись во мнении.
Тут простая логика: если на произведения имеется по меньшей мере две точки зрения, значит, оно заслуживает того, чтобы его обсудить.
Герой повести – мужчина в том возрасте, про который народ придумал известную поговорку насчёт седины в бороду. Правда, в произведении эта седина ударяет в чуб главному герою, но это уже вторично. Будучи в командировке в Ленинграде (времена ещё те, советские), он влюбляется в юную, но уже кое-что пережившую в этой жизни девушку…
Вообще приходится признать, что некоторые сюжетные ходы в книге (я в первую очередь речь веду о ней) слишком прямолинейны, образы трафаретны, поступки предсказуемы. По большому счёту, настоящей интригой стал лишь финал. Но ради этой интриги и стоило читать всю книгу! Именно финальная сцена дорогого стоит, именно она вызывает сомнения, разногласия!
Так вот, после яркого романтического знакомства, возвращается герой в Москву, к постылой жене, к дочке-пустышке… И потянулась прежняя унылая жизнь. У героя есть любимая работа, на которой он по ходу сюжета совершает подвиг, а также хобби, которое не понимают близкие. Впрочем, слово «близкие» тут не подходит – не понимают жена и дочь, которые проживают с ним, но близкими как раз и не являются.
Право, читая эти страницы, невольно начинаешь оглядываться – ведь немало подобных семей проживает в человеческом социуме, когда сосуществуют люди под одной крыше по той лишь причине, что разойтись нет материальной возможности. Грустная жизнь у героя книги, настолько же грустная, как и у многих других мужчин и женщин в современной действительности.
И вот герой решается. Отправляет в Ленинград телеграмму, и получает ответ, что его любят и ждут.
Мужчина собирается, одевается (несколько театрально, надо признать) во всё новое, оставляет дома всё и уходит. Перед этим, понятно, разговор с женой, который (разговор) не особо запоминается… А вот сцена – не разговоры, а именно действие – прописана как раз очень ярко и образно.
Короче говоря, герой уходит! Он идёт к остановке, а жена смотрит в окно ему вслед. Он думает о том, что у него осталось позади, о том, что ожидает его впереди… И гложут, гложут сомнения…
Оглядывается…
Тут, конечно, нечто от Библии, которая учит, что нельзя оборачиваться когда уходишь!
Он обернулся. И после этого пошёл назад, вернулся домой. Он не решился уйти.
Вот об этой сцене, об этом авторском решении мы и не сошлись во мнении с сотрудником.
На мой взгляд, герой просто струсил, не рискнул начать новую жизнь с нуля. Именно поэтому, считаю, на эту роль не слишком подходил Баталов. Баталов – сильный духом человек, который не повернул бы. И это чувствуется, эту силу – не скрыть. А герой повести – по жизни мямля, который мечтает о том, чтобы всё пошло иначе, но у самого для того, чтобы попытаться жизнь повернуть, не хватает той самой душевной силы.
У его ленинградской подруги имеется только комната. У неё свой круг общения, чуть соприкоснувшись с которым, герой чувствовал себя достаточно уютно, однако не стал, да и вряд ли стал бы в нём своим. У него настолько специфическая профессия, что вопрос, нашёл бы он себе в Ленинграде подходящее место работы… Короче говоря, впереди его ждала неизвестность, в которую влекла его девушка, возле которой не могло быть покоя. Очарование его седого чуба и знания истории архитектуры Ленинграда со временем померкло бы, и тогда ему пришлось бы прилагать усилия, чтобы продолжать самоутверждаться в глазах очаровательного, но несколько взбалмошного созданья. Это – очевидно!
А что сзади? Унылое, но по-своему уютное болотце, в котором настолько сладостно жалеть себя, в котором никто тебя не теребит и не тянет куда-то к прекрасному. Он привык к тянучему течению серости, его, по большому счёту устраивают самоуничижение и душевное одиночество.
Парадокс: наш герой не способен на Поступок, однако при этом способен на Подвиг – он совершает его по меньшей мере дважды за книгу. Однако это… Как бы поточнее выразиться… Кто-то стремится к подвигу сознательно, у него натура рвётся к амбразуре, у него подвиг уже обосновался в душе, и рвёт эту душу, не давая покоя… А кто-то буднично и обстоятельно делает своё дело, и на ту же амбразуру, коль уж её образ всплыл в предыдущем предложении, идёт не в порыве, а потому что так надо для дела, для товарищей. Именно так: у одного порыв, у другого обстоятельность.
Герой повести «Срочно требуются…» – из тех, кто обстоятельный. Он совершит подвиг, потому что это нужно, но не потому, что стремится к нему.
Никто не говорит, что это плохо, более того, быть может, вторые даже заслуживают большего уважения, насколько, конечно, можно вести речь о градации уважения к подвигу.
Но вернёмся к решению нашего героя.
Он не решился брать на себя ответственность – и за своё будущее, и за будущее любимой (влюблённой) девушки. Причём, думаю, нежелание навлекать испытания на себя превалировали над опасением вторгнуться в жизнь девушки. Любовь предлогала ему крылья – и вместе со способностью летать обрекала на опасность падать. Он же предпочёл так и остаться болотной личинкой – так спокойнее.
С крыльями и полётом перебор?.. Хорошо, опустимся на землю.
Там, впереди, в новой жизни немолодому уже мужчине пришлось бы торить новую тропу в неизвестность, карабкаться, набивать себе шишки… У него по определению не могло бы получиться с юной подругой спокойной жизни, ему пришлось бы ей соответствовать. Или же и здесь зарыться в ил, а юную подругу отпустить в свободный полёт, вновь жалея себя, непонятого.
А старой жене ничего доказывать не нужно. В её глазах он тряпка, о которую легко и удобно вытирать ноги своих несбывшихся надежд. Оказывается, тряпкой быть спокойнее!
И ещё большой вопрос, друзья мои, только ли жена виновата в том, что их отношения зашли в тупик. Мы ведь видим только финал их отношений, да и то глазами мужчины.
Нет-нет, я не собираюсь ставить под сомнение характеристики, данные автором героям – это право автора оспаривать нетактично. Но только ведь ни автор, ни герой не дают ответа на вопрос, который неоднократно звучит в повести: Почему она стала такой?.. Да потому и стала, что ты сам такой!.. Хотя нет, пожалуй, тут у меня перехлёст. Скорее, будет правильнее сказать так: вы оба стали такими, потому что в своё время хоть и создали формально семью, а всё же пошли каждый своей дорожкой.
Так что уход героя столь же логичен, сколь он мог бы и не состояться. Он мог бы не встретить ту самую девушку – и всё осталось бы на той же точке. Но он её встретил – и Судьба подарила ему шанс изменить свою жизнь.
Уходя из дома, герой совершил ПОСТУПОК, за который старая жена его могла бы хотя бы уважать. Вернувшись, он и этого уважения лишился.
Раньше он был половиком. Теперь же и вовсе стал ничтожеством, не способным даже уйти к любимой девушке.
Подчеркну главное. Если бы герой по-прежнему влачил своё серое бытиё, время от времени удовлетворяясь любовными вылазками «налево», это по крайней мере было бы понятно и объяснимо. Но объявив о своём уходе, а потом вернувшись, он лишился права на уважение к себе. Его эффектное переодевание в новое мгновенно обратилось в дешёвый фарс, вспоминать который неловко даже читателю, не говоря уж о самом герое.
Всё это так. И всё же не оставляет вот ещё какое сомнение.
А может, и прав он, что вернулся? Может, и в самом деле не имел права ломать жизнь любимой?
Вот потому я и считаю, что повесть «Срочно требуются седые человеческие волосы» – это замечательное произведение. Потому что оценить поступок героя каждый должен самостоятельно.
Николай СТАРОДЫМОВ
Вчера ещё раз посмотрел этот фильм, снятый по повести. И ещё раз убедился, насколько фильм безнадёжно слабее книги. Наверное, только единственное попадание в образ – это художник (Бусалаев, кажется?). Остальное всё не то. И даже финальная сцена, которой не было в книге, и придуманная в фильме, не в силах спасти неудачу авторов.
Я очень уважаю творчество Юрия Нагибина. И очень много чего читала у него. В том числе повесть про седые волосы. Такие вещи запоминаются и врезаются в память надолго. В свое время меня потрясла эта повесть. Читала я её года три назад. Но помню , какое впечатление она на меня произвела. Я потом очень долго думала и о сюжете и о героях, обо всем. У тебя очень классный комментарий к этой повести. Добавить нечего. Но меня последняя фраза повести тронула. Такой финал. Захлопнулось окно. В данном случае захлопнулась западня из которой уже не выбраться. Я вообще очень хорошо помню содержание этой повести до сих пор.
Но я не знала что по этой повести был снят фильм. Естественно меня одолело любопытство. И я решила вчера его посмотреть. Поздняя встреча. Что хочу сказать. Полностью с тобой согласна. Никакое литературное произведение нельзя так “опошлять” (фраза из фильма). Было очень неинтересно, но я досмотрела. Весь фильм я пыталась абстрагироваться от прочитанного и сосредоточиться на сюжете. Если бы я не знала содержание этой повести, фильм не то чтобы не донес содержания, он вообще даже не заинтересовал. Там нет той трогательной истории, которая так западает в душу. Там нет истории любви, там нет драмы. Там нет ничего. Понятно что в повести книги герой, надломленный, уставший, замученный жизнью, но в то же время в нем есть нечто, что позволило в него влюбиться. Главное это нечто нужно рассмотреть. Я очень уважаю Баталова. Но, в данной роли он никак не производил впечатление человека с надломленной душой, и не сложившейся жизнью. В самого Баталова безусловно можно влюбиться, а вот в его героя нет. Не было в нем того внутреннего пламени… В общем ничего в нем не было, кроме приятной внешности самого артиста.. Он либо не справился с ролью, либо задача у режиссеров была друга. Фильм мне не понравился. Это даже мягко сказано. Хотя я понимаю, что в принципе нет ни одного фильма, которые полностью бы соответствовал книге. Постановки всегда во многом проигрывают оригиналу. Но чтобы все было так плохо.
Ну иногда наш кинематограф оставляет желать лучшего.
Ирина