Опубликовано по просьбе друзей в авторской редакции

А кто ответит? Пушкин?

Архив выдающегося писателя Л.Леонова под угрозой  гибели.

В канун дня рождения А.С.Пушкина в Ленинградском Государственном Университете им. А.С.Пушкина (г.Пушкино, Санкт-Петербург) состоялась XVIII ежегодная конференция: «Художественные стратегии классической и новой литературы. Жанр, автор, текст». Участники конференции, прибывшие в г.Пушкино со всей России и зарубежья, пытались ответить на вопрос о перспективах развития российской прозы и поэзии,  анализируя жанровые традиции и новаторство.

Конференцию открыла  доктор филологических наук, профессор ЛГУ им. А.С.Пушкина, редактор «Вестника ЛГУ» Татьяна Владимировна Мальцева. В своем докладе она отметила, что поскольку конференция посвящена дню рождения крупнейшего отечественного поэта, то выступления докладчиков на пленарном заседании будут в первую очередь касаться  поэзии. Кроме того, говорилось и о том,  что ЛГУ  им А.Пушкина впервые в этом году провел масштабный конкурс среди студентов и школьников «За чистоту русского языка» и  во время конференции состоится оглашение его итогов и награждение победителей.

В пленарном заседании участвовали:

Квашина Людмила Павловна, доцент Донецкого национального университета, кандидат филологических наук (Украина) с докладом на тему: «Элегический модус Павловского парка и поэзия В.А.Жуковского».

Слободнюк Сергей Леонович, профессор Магнитогорского госуниверситета, доктор филологических наук, доктор философских наук с темой доклада «Три разговора с Утопией».

Спиридонова Ирина Александровна, профессор Петрозаводского госуниверситета, доктор филологических наук с темой доклада «Блоковский канон в литературе Великой Отечественной войны».

Открытие конференции и доклады пленарного заседания.

Слушать аудиофайл:

http://yadi.sk/d/DuZryeuJ5kZea

Все участники конференции, профессиональные исследователи, историки литературы, лингвисты, переводчики, в 90% случаев имеющие кандидатскую или докторскую степень, касались  в первую очередь вопроса о преемственности и трансформации жанровых традиций в отечественной прозе. Отличительной особенностью конференции является повышенный интерес молодых исследователей к писателям нашего времени, (З.Прилепин, Т.Толстая, Б.Акунин, Д.Быков, В.Пелевин), которые пишут диссертации по творчеству наших современников. Одновременно, следует отметить сохраняющийся устойчивый их года в год интерес к «Серебряному веку» отечественной поэзии и прозы.  Любопытным наблюдением, прозвучавшим на конференции, было замечание о том, что сегодня  изменились требования к серии ЖЗЛ, теперь о писателях пишут именно  писатели, а не просто ученые – историки литературы, что безусловно, пойдет на пользу серии,  «влезть» в писательскую шкуру лучше всего сможет человек,  сам хорошо владеющий пером.

Не пропадает у исследователей интерес к писателям, которые не получили  достаточного признания при жизни в силу своего творчества, оппозиционного по отношению к советской власти. (В.Шаламов, А.Платонов, А.Замятин итп).

Темы, так или иначе связанные с тематикой «соцреализма» на конференции звучали достаточно экзотично. Однако, и они – в поле зрения ученых. О причинах художественного кризиса жанра «Производственный роман» советской прозы прозвучал доклад Анны Гагановой (Гранатовой), представляющей на конференции кафедру новейшей литературы литературного института им.М.Горького (Москва)

слушать аудиофайл (доклад А.Гагановой )

http://yadi.sk/d/7asmk5d55kZpg

По итогам конференции выпущен сборник научных статей.

Однако, самое интересное развернулось в кулуарах, когда участники конференции, несколько отвлекшись от своих теоретических работ, начали обсуждать «рабочие будни».

С болью и отчаянием звучала проблема авторских рукописных архивов.

«Рукописи не горят!» ,    утверждает словами Воланда  М.Булгаков. Но практика показывает обратное. Горят, да еще как! Сгорели все письма крупного писателя XX Леонида Леонова. Теперь ни наши современники, ни наши потомки этих писем уже не видят. Ученые не смогут с ними работать, и  в творчестве Л.Леонова («Вор», «Соть», «Русский лес», «Пирамида») навсегда образовалось белое пятно. Как это произошло? очень просто. Письма Л.Леонова держали на чердаке его прежней дачи в Переделкино (этот дом перешел по наследству его дочери). На этот дом  обрушился пожар, а вместе  чердак сгорел, а вместе с ним и бесценные письма.

Насколько письма могут быть бесценны? Судите сами. ИРЛИ Пушкинский дом (С-Петербург) недавно выпустил книгу – переписку М.Зощенко и М.Шагинян. Титанический труд по дешифровке и  интерпретации этой переписки сотрудников ИРЛИ (Институт русской литературы) произвел эффект взорвавшейся бомбы. Только теперь стало ясно. почему Мариэтта Шагинян была единственным писателем, который активно выступал в защиту опального М.Зощенко. Она ходила по всем мыслимым и немыслимым инстанциям, и вымаливала для Зощенко у суровых «людей при погонах» органов госбезопасности для Зощенко  прощения. Любопытно, не так ли? Особенно на фоне других примеров, – как от той же М.Цветаевой отвернулись все, кто мог, и даже И.Эренбург не подавал ей руку – боялся. С опальными поэтами и писателями другие боялись иметь дело как с прокаженными, вдруг и их коснется железная рука КГБ?  А Шагинан не боялась. Фактически она и спасла Зощенко жизнь. Переписка, опубликованная ИРЛИ  дает ответ на вопрос, почему она так рьяно взялась за его защиту. Сам Зощенко был неравнодушен к приближенной к политике  Мариэтте Сергеевне, но нравилась она ему отнюдь не как автор «Гидроцентрали» и  очерков «По дорогам пятилетки» а просто как красивая и умная женщина. Но М.Шагинян выдерживала дистанцию, называя себя «в любовных делах подобной слону в посудной лавке». Их роман в письмах – пример возвышенных отношений между людьми, которых сегодня уже наверно не встретишь, и на который способны лишь настоящие писатели.

А письма Л.Леонова сгорели. И теперь уже никто ничего не узнает нового о его реальной жизни, но постигнет тайн его глубоко философского характера. .

Под угрозой гибели находятся и рукописи Л.Леонова. Как ни странно, благодаря… его же собственной дочери Наталье Леонидовне, которая, будучи профессиональным архитектором, не в силах оценить специфику культурного наследия своего отца. Она отказывается передавать в фонды ИМЛИ (Пушкинский дом) рукописи своего отца за те деньги, что за них готово предложит государство, и то ли с подачи своего мужа, высокооплачиваемого архитектора, то ли из собственных соображений «ждет бизнесмена», который эти рукописи выкупит. Ситуация более чем абсурдная, но длится уже более чем десять лет. Удивительно, что умной и образованной женщине, Наталье Леонидовне не приходит в голову простая мысль о том, что рукописи – не картины, и нельзя надеяться на то что со временем они станут дороже. Не станут. Со временем их просто сожрет моль или они от времени станут трухой – это ведь не холст и масло, а простая бумага, и даже не мелованная, а обычные тетради, что истлевают за пару десятков лет…  Но дело не только в этом.  Пока рукопись лежит «в чемодане» горой,  так что вперемешку свалены и дневники и наброски пьес, и первые редакции романов, и этюды и очерки, и все это не разобрано по годам, (а у Натальи Леонидовны это так и выглядит) они представляют собой всего лишь «сырую фактуру».  Чтобы с ними можно было всерьез работать  исследователям, должен найтись специалист, «леоновед», который их дешифрует и сможет  сделать «микробный почерк» (словами М.Горького) доступным для массового исследователя. Но кто этот ученый? В ИМЛИ осталось буквально два-три специалиста предпенсионного возраста, способных взяться за этот титанически труд. А дальше?  Молодые исследователи не очень-то жаждут заниматься творчеством Л.Леонова, предпочитая ему современников.

Пройдет несколько лет, а может и несколько месяцев, и даже если семья Леоновых согласится передать рукопись Леонида Максимовича в ИМЛИ по государственной цене,  от этого уже не будет пользы. Этими рукописями просто некому будет заняться и вот тогда все культурное наследие Л.Леонова будет уже  однозначно потеряно.  Оно не будет ни для кого уже доступно как и сгоревшие в Переделкино его дневники. А что касается надежды на «бизнес», то выглядит это более чем наивно – достаточно сходить на любой аукцион, чтобы убедиться, что только бронза, картины, бриллианты и другие предметы, не сильно разрушаемых временем, имеют антикварную ценностью. Рукописи же имеют исключительно ценность культурного наследия. А это не бизнес, это совсем другое.

Больно и обидно осознавать, что как бы ни поддерживалась филологическая научная школа в стране, но пока ей приходится сталкиваться с твердолобостью детей выдающихся писателей, перспективы и у талантливых  у исследователей весьма туманные. И кто за все это ответит? Пушкин?

Анна ГРАНАТОВА