«ВОКРУГ СВЕТА НА «КРУЗЕНШТЕРНЕ»

Есть такой замечательный человек – Вадим Арефьев. О нём нужно рассказывать отдельно.

А вот о его последней (на сегодняшний день) книге расскажу прямо сейчас. Тем более, что слова «От издателя» написаны настолько проникновенно!..

На снимке Вадим держит в руках книгу, которую уже подписал мне.

Вадим, друг мой, поздравляю от всей души!

ОТ ИЗДАТЕЛЯ

«Жив океан!» — такую весьма неожиданную запись сделал в своем днев­нике Александр Блок, узнав о гибели « Титаника». Остро переживая случив­шуюся трагедию, великий поэт как никто другой понимал также и то, что если будет одержана победа над стихией океана, человек победит и своё извечное стремление быть ей равным своею неукротимою отвагой, сво­ей силой духа…

Вот почему парусные суда никогда не исчезнут из нашей жизни, вот почему пассажиры современных водных лайнеров, похожих на непотопля­емые острова, всегда будут встречать «в тумане моря голубом» «мятеж­ного», «ищущего бури» парусного странника.

Ни разу не видев моря, я с детства мечтал стать моряком, а когда по­явились другие, более внятные планы на жизнь, я вдруг увидел объявление о том, что «требуются ученики матросов», и, не рассуждая, как во сне, про­шел медкомиссию, а затем целых три года отдал морю в качестве рулевого матроса. Но только после того, как один приятель пригласил меня прогу­ляться в море на киношном паруснике «Испаньола», я понял по-настоящему, что морская романтика — это прежде всего тяжелый труд, высочайшая самоотдача. Семь потов надо пролить моряку, чтобы иметь возможность иногда все-таки постоять на палубе и послушать, как в широкие паруса упирается вольный ветер…

Более четырехсот суток длилось кругосветное плавание «Крузенштер­на». Это было испытание монотонностью времени и непредсказуемостью стихии, изнуряющей тропической жарою и настоящим пленом среди бес­конечных волн, а также испытание ощущением исключительной важнос­ти того пути, которому, казалось, нет конца.

«Крузенштерн» вышел из Санкт-Петербурга 25 июня 2005 года. Плавание его было приурочено к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также к 200-летшо кругосветного путешествия И. Ф. Крузенштерна. А вер­нулся он в Санкт-Петербург в начале августа 2006 года, вернулся именно к той набережной Невы на Васильевском острове, откуда два столетия назад уходил в кругосветное плавание отряд российских кораблей под командовани­ем Ивана Фёдоровича Крузенштерна.

Парусник прошел вдоль берегов Европы, пересек Атлантический океан, обогнул мыс Горн и, преодолев Тихий океан, достиг Владивостока. Затем через Индийский океан дошёл до берегов Южной Африки и по Атлантике, курсом на север, вернулся в Россию.

За время похода «Крузенштерн» четыре раза пересек экватор и совер­шил свыше двадцати заходов в порты четырех континентов. В каждом иностранном порту корабль встречали тысячи людей. «Из посетителей у нас всегда стояла очередь, — рассказывал капитан барка «Крузенштерн» Олег Седов. — Людям, особенно вдалеке, было интересно узнать все о Рос­сии. С огромным интересом они рассматривали фотовыставку, посвящен­ную 60-летию Великой Победы»…

И еще на судне шел непрерывный учебный процесс. Более 500 курсантов — Балтийской государственной академии, рыбопромысловых, военно-морс­ких училищ, юнги Молодежной морской лиги и кадетских корпусов — про­шли незабываемую практику на паруснике. Курсанты за время плавания стали матросами и мотористами второго класса, научились самым про­стым на флоте навыкам. А кто-то из них, получив закалку кругосветкой, в будущем станет и морским офицером. Очень важно, что ребята сумели почувствовать ветер, высоту, опасность стихии, своими глазами увидели огромный мир во всем его многообразии.

Когда шли с Гавайских островов к Японскому архипелагу, девятибалль­ный шторм трепал парусник почти полторы недели, а у мыса Горн — это место вообще считается наиболее сложным и опасным — был порван па­рус. Однако благодаря опыту капитана Олега Константиновича Седова все закончилось благополучно. К сожалению, в 2009 году — через три года после окончания кругосветного путешествия — его не стало. И участники похода навсегда запомнили его не только как заботливого командира, воспитате­ля, но и блистательного дипломата, который общался в иностранных пор­тах с государственными деятелями разных уровней…

Полное кругосветное плавание прошел и капитан-наставник Геннадий Васильевич Коломенский. Этого удивительного человека называют леген­дой парусного флота. На «Крузенштерне» он прослужил почти 40 лет! В том числе и капитаном. Основная его сегодняшняя задача — передача опы­та молодым специалистам.

А для «Крузенштерна», встретившего восьмой десяток, это уже вто­рое кругосветное путешествие. Свою первую кругосветку барк совершил 10 лет назад.

Да, кругосветка — удовольствие дорогое. Но в 90-е годы наши промысловый и военно-морской флоты были почти уничтожены, многие суда ушли под иностран­ные флаги. Дня страны легендарных флотоводцев Ушакова и Нахимова, Лазарева и Крузенштерна возникла угроза утраты статуса великой морской державы.

Так что своим походом «Крузенштерн» возвращал России еще и её былое величие. Не случайно во время захода во Владивосток его сопровождал эскорт из ракет­ных катеров Тихоокеанского флота — столь рады были дальневосточные моряки возрождению русской славы. А в районе Гавайских островов русскому флагу изу­мились американские военные моряки.

Через несколько дней после прибытия в Санкт-Петербург «Крузенш­терн» взял курс на порт приписки — Калининград, чтобы встать на плано­вый ремонт. А там — снова в очередной поход…

В Санкт-Петербурге парусник вместе с калининградцами встречал ми­нистр обороны Сергей Иванов. Он зачитал приветствие президента РФ Владимира Путина, в котором подчеркивалось, что своим «трудным, но ярким рейсом экипаж доказал, что Россия является великой морской дер­жавой, а ее флот — гордостью страны».

Уместно будет здесь напомнить и слова самого И. Ф. Крузенштерна, ска­занные им накануне собственного кругосветного похода: «Экспедиция, ко­торую я имею честь предложить — первая в таком роде, предпринимае­мая русскими; в виду ее значимости она не может не привлечь внимание всей Европы: большая часть её обрадуется, видя нас, использующих все уси­лия, применяющих все средства, чтобы повысить еще более тот уровень процветания, которое должно быть нашей долей; те, однако, кто не же­лает добра нашей стране, и, несомненно, их много в пределах и за предела­ми нашей Империи, будут относиться к ней с завистью и ревностью».

Свой подвиг совершил и автор этой книги Вадим Арефьев, которому по­счастливилось быть участником исторического похода «Крузенштерна». В прошлом морской пехотинец, а ныне полковник запаса, член Союза писа­телей России и автор весьма талантливых прозаических книг, он изо дня в день записывал свои беседы с капитаном и капитаном-наставником, вел хронику кругосветки. Так что у современного читателя (особенно же — у будущих моряков) появилась возможность не только ощутить красоту и экзотику опасного плавания, но и сполна познать его, скажем так, рутин­ную сторону. Ждут своего часа и те его новые прозаические произведения, в основу которых легли реальные события кругосветного плавания. В об­щем, мы рады, что морская тема вновь уверенно возвращается в литера­туру нашей морской державы.

Пока наши юноши будут не только мечтать, но и иметь возможность помериться силами с Мировым Океаном — Россия будет жива!

Николай ДОРОШЕНКО,

секретарь правления Союза писателей России, директор издательства «Российский писатель».

Арефьев В.А.

Вокруг света на «Крузенштерне» во славу России (2005-2006 гг.): Хроника. Впечатления. Факты. – М., Издательский дом «Российский писатель», 2012. (три тома), ил.