«ВОКРУГ СВЕТА НА «КРУЗЕНШТЕРНЕ»
Есть такой замечательный человек – Вадим Арефьев. О нём нужно рассказывать отдельно.
А вот о его последней (на сегодняшний день) книге расскажу прямо сейчас. Тем более, что слова «От издателя» написаны настолько проникновенно!..
На снимке Вадим держит в руках книгу, которую уже подписал мне.
Вадим, друг мой, поздравляю от всей души!
ОТ ИЗДАТЕЛЯ
«Жив океан!» — такую весьма неожиданную запись сделал в своем дневнике Александр Блок, узнав о гибели « Титаника». Остро переживая случившуюся трагедию, великий поэт как никто другой понимал также и то, что если будет одержана победа над стихией океана, человек победит и своё извечное стремление быть ей равным своею неукротимою отвагой, своей силой духа…
Вот почему парусные суда никогда не исчезнут из нашей жизни, вот почему пассажиры современных водных лайнеров, похожих на непотопляемые острова, всегда будут встречать «в тумане моря голубом» «мятежного», «ищущего бури» парусного странника.
Ни разу не видев моря, я с детства мечтал стать моряком, а когда появились другие, более внятные планы на жизнь, я вдруг увидел объявление о том, что «требуются ученики матросов», и, не рассуждая, как во сне, прошел медкомиссию, а затем целых три года отдал морю в качестве рулевого матроса. Но только после того, как один приятель пригласил меня прогуляться в море на киношном паруснике «Испаньола», я понял по-настоящему, что морская романтика — это прежде всего тяжелый труд, высочайшая самоотдача. Семь потов надо пролить моряку, чтобы иметь возможность иногда все-таки постоять на палубе и послушать, как в широкие паруса упирается вольный ветер…
Более четырехсот суток длилось кругосветное плавание «Крузенштерна». Это было испытание монотонностью времени и непредсказуемостью стихии, изнуряющей тропической жарою и настоящим пленом среди бесконечных волн, а также испытание ощущением исключительной важности того пути, которому, казалось, нет конца.
«Крузенштерн» вышел из Санкт-Петербурга 25 июня 2005 года. Плавание его было приурочено к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также к 200-летшо кругосветного путешествия И. Ф. Крузенштерна. А вернулся он в Санкт-Петербург в начале августа 2006 года, вернулся именно к той набережной Невы на Васильевском острове, откуда два столетия назад уходил в кругосветное плавание отряд российских кораблей под командованием Ивана Фёдоровича Крузенштерна.
Парусник прошел вдоль берегов Европы, пересек Атлантический океан, обогнул мыс Горн и, преодолев Тихий океан, достиг Владивостока. Затем через Индийский океан дошёл до берегов Южной Африки и по Атлантике, курсом на север, вернулся в Россию.
За время похода «Крузенштерн» четыре раза пересек экватор и совершил свыше двадцати заходов в порты четырех континентов. В каждом иностранном порту корабль встречали тысячи людей. «Из посетителей у нас всегда стояла очередь, — рассказывал капитан барка «Крузенштерн» Олег Седов. — Людям, особенно вдалеке, было интересно узнать все о России. С огромным интересом они рассматривали фотовыставку, посвященную 60-летию Великой Победы»…
И еще на судне шел непрерывный учебный процесс. Более 500 курсантов — Балтийской государственной академии, рыбопромысловых, военно-морских училищ, юнги Молодежной морской лиги и кадетских корпусов — прошли незабываемую практику на паруснике. Курсанты за время плавания стали матросами и мотористами второго класса, научились самым простым на флоте навыкам. А кто-то из них, получив закалку кругосветкой, в будущем станет и морским офицером. Очень важно, что ребята сумели почувствовать ветер, высоту, опасность стихии, своими глазами увидели огромный мир во всем его многообразии.
Когда шли с Гавайских островов к Японскому архипелагу, девятибалльный шторм трепал парусник почти полторы недели, а у мыса Горн — это место вообще считается наиболее сложным и опасным — был порван парус. Однако благодаря опыту капитана Олега Константиновича Седова все закончилось благополучно. К сожалению, в 2009 году — через три года после окончания кругосветного путешествия — его не стало. И участники похода навсегда запомнили его не только как заботливого командира, воспитателя, но и блистательного дипломата, который общался в иностранных портах с государственными деятелями разных уровней…
Полное кругосветное плавание прошел и капитан-наставник Геннадий Васильевич Коломенский. Этого удивительного человека называют легендой парусного флота. На «Крузенштерне» он прослужил почти 40 лет! В том числе и капитаном. Основная его сегодняшняя задача — передача опыта молодым специалистам.
А для «Крузенштерна», встретившего восьмой десяток, это уже второе кругосветное путешествие. Свою первую кругосветку барк совершил 10 лет назад.
Да, кругосветка — удовольствие дорогое. Но в 90-е годы наши промысловый и военно-морской флоты были почти уничтожены, многие суда ушли под иностранные флаги. Дня страны легендарных флотоводцев Ушакова и Нахимова, Лазарева и Крузенштерна возникла угроза утраты статуса великой морской державы.
Так что своим походом «Крузенштерн» возвращал России еще и её былое величие. Не случайно во время захода во Владивосток его сопровождал эскорт из ракетных катеров Тихоокеанского флота — столь рады были дальневосточные моряки возрождению русской славы. А в районе Гавайских островов русскому флагу изумились американские военные моряки.
Через несколько дней после прибытия в Санкт-Петербург «Крузенштерн» взял курс на порт приписки — Калининград, чтобы встать на плановый ремонт. А там — снова в очередной поход…
В Санкт-Петербурге парусник вместе с калининградцами встречал министр обороны Сергей Иванов. Он зачитал приветствие президента РФ Владимира Путина, в котором подчеркивалось, что своим «трудным, но ярким рейсом экипаж доказал, что Россия является великой морской державой, а ее флот — гордостью страны».
Уместно будет здесь напомнить и слова самого И. Ф. Крузенштерна, сказанные им накануне собственного кругосветного похода: «Экспедиция, которую я имею честь предложить — первая в таком роде, предпринимаемая русскими; в виду ее значимости она не может не привлечь внимание всей Европы: большая часть её обрадуется, видя нас, использующих все усилия, применяющих все средства, чтобы повысить еще более тот уровень процветания, которое должно быть нашей долей; те, однако, кто не желает добра нашей стране, и, несомненно, их много в пределах и за пределами нашей Империи, будут относиться к ней с завистью и ревностью».
Свой подвиг совершил и автор этой книги Вадим Арефьев, которому посчастливилось быть участником исторического похода «Крузенштерна». В прошлом морской пехотинец, а ныне полковник запаса, член Союза писателей России и автор весьма талантливых прозаических книг, он изо дня в день записывал свои беседы с капитаном и капитаном-наставником, вел хронику кругосветки. Так что у современного читателя (особенно же — у будущих моряков) появилась возможность не только ощутить красоту и экзотику опасного плавания, но и сполна познать его, скажем так, рутинную сторону. Ждут своего часа и те его новые прозаические произведения, в основу которых легли реальные события кругосветного плавания. В общем, мы рады, что морская тема вновь уверенно возвращается в литературу нашей морской державы.
Пока наши юноши будут не только мечтать, но и иметь возможность помериться силами с Мировым Океаном — Россия будет жива!
Николай ДОРОШЕНКО,
секретарь правления Союза писателей России, директор издательства «Российский писатель».
Арефьев В.А.
Вокруг света на «Крузенштерне» во славу России (2005-2006 гг.): Хроника. Впечатления. Факты. – М., Издательский дом «Российский писатель», 2012. (три тома), ил.
К записи "Вадим АРЕФЬЕВ, “Вокруг света на “Крузенштерне”" пока нет комментариев