«ВОСПОМИНАНИЯ» О СОВРЕМЕННОСТИ

В актовом зале «дома с Пегасом», что на Комсомольском проспекте,13, в котором располагается Правление Союза писателей России, состоялась презентация третьего тома книги «Воспоминания», которую на суд собравшихся представлял автор – православный священник отец Кирилл (Сахаров). Книга представляет собой публицистический сборник, в котором собраны статьи автора.

Так получилось, что мне довелось присутствовать на презентации. И некоторыми мыслями, не о книге, которую я не читал, а о событиях вокруг неё, хочу поделиться.

Прежде всего, вот что. Вёл мероприятие Александр Арцибашев. Александр Николаевич – писатель, как он сам выражается, «деревенщик». Он хорошо знает село, и проблемы, связанные с ним, а потому публикации по этому вопросу у него получаются добротными и аргументированными.

Но в данном конкретном случае преданность Александра Николаевича своей теме сыграла не на пользу делу. Дело в том, что в ходе встречи планировалось провести мероприятия: вышеупомянутую презентацию, а также заседание Общественного совета по возрождению деревни при Союзе писателей России. Вот и получилось, что разговор зашёл о бедах нынешнего села, а на обсуждение книги «Воспоминания» не хватило уже ни времени, ни запала.

А потому речь теперь пойдёт не о книге, а о вопросах, поднимаемых в книге – благо, я держал её в руках и внимательно посмотрел оглавление.

Мы знаем, что Церковь наша неоднородна. Внутри её клира имеются различные течения и группировки, представители которых придерживаются несколько различных точек зрения на догматы религии. Плюс нельзя сбрасывать со счетов то, что священники – это люди, и сколь бы набожны они ни были, а животное начало присутствует в каждом (кто-то из русских святых при земной жизни высказался, указывая на свой живот: «Этого скота нужно кормить»).

Так вот, среди священнослужителей имеются клирики более строгих воззрений, а имеется и «демократическое» крыло, кто-то допускает некие послабления в соблюдении заповедей в свете нынешних развратных времён, а кто-то ратует за ужесточение требований к служителям церкви…

Так вот, отец Кирилл принадлежит к крылу консервативному, более жёсткому, более каноническому, что ли. Сам уроженец Луганской области, и стоит за единство Русской и Украинской православных церквей. За автокефалию выступают и некоторые лидеры Абхазской православной церкви – отец Кирилл последовательно борется против раскольничества.

О ситуации в современной Православной церкви можно писать и говорить много. И этим я заниматься не собираюсь. Не вызывает сомнения только одно: кто-то очень сильно её раскачивает – как в своё время раскачивал сначала Российскую империю, а затем Советский Союз. В тех двух случаях эти неведомые нам силы победили. И честное слово, очень похоже, что победят они и в схватке с Православием. Причём, победят не в честном открытом бою, а разложат, развалят её изнутри. Это я не кощунствую – это я высказываю свою тревогу.

На смену церковникам-«государственникам» приходит всё больше церковников-«сепаратистов». Пока это не слишком заметно. Но это только пока!

Отец Кирилл пытается противостоять этому.

Но только насколько эффективен его путь? Я не знаю. Да и никто сегодня не сможет ответить на этот вопрос. Хотя бы уже потому, что церковь старается хранить свои секреты, и мы, миряне, знаем лишь то, что нам либо дозволено знать, либо то, что нам подают как раз раскольники всех мастей.

С другой стороны, слово «раскольники» ведь тоже многозначно. По большому счёту, священнослужители, подобные отцу Кириллу, тоже по своему способствуют расколу – своей   жёсткой позицией, нежеланием идти на компромисс. Хотя, не скрою, жёсткость позиции в соблюдении догматов веры мне как-то ближе и понятней, чем то, что приходится наблюдать.

Да, по отношению к Николаю II я придерживаюсь иной точки зрения, чем  отец Кирилл. Царь Николай сам привёл к погибели и государство, и семью, и себя самого. Это его вина! Большой вопрос, кто перед кем виновен в большей степени – народ перед Николаем или же Николай перед народом. Более того, я считаю позицию самого отца Кирилла в этом вопросе несколько непоследовательной – выступая за жёсткое начало, он защищает безвольного царя.

О деятельности отца Кирилла можно говорить и спорить много. Он выступал в поддержку сербов. Он противится некоторым государственным законам. Он нередко ведёт себя слишком независимо и по отношению к официальным церковным властям…

В общем, сложный человек, в чём-то даже противоречивый. Во всяком случае, судя по тому, что о нём можно прочесть в интернете. Но главное – он выступает за приверженность к древним традициям Русской православной церкви.

И тут он находит себе совершенно неожиданных союзников.

На презентацию пришли два представителя Старообрядческой церкви. Один из них, отец Леонтий, вступился на вечере за интересы отце Кирилла.

Как я уже писал, собравшиеся за обсуждением проблем российского села забыли о презентации книги. Именно старообрядческий священник попытался вернуть разговор к книге «Воспоминания».

Наверное, этот союз вполне закономерен. Старообрядцы в своё время сильно пострадали от официальных государственных властей. Да и от церковных властей того времени тоже. Время показало, что попытка раз и навсегда отмежеваться от инакомыслящих невозможна – со временем находятся новые и новые поводы для отделения от основного древа церкви «еретических» ручейков. Слово «еретический» сознательно беру в кавычки – потому что это человек определяет, «что есть истина», а человеку, как мы прекрасно знаем, свойственно ошибаться. Соответственно, консерваторы «старообрядцев» и «никонианцев» вполне могут прийти к общему языку! Во всяком случае, мне представляется это вполне возможным.

Не скрою: мне лично выступление на презентации старообрядца отца Леонтия не очень понравилось. Как-то не слишком корректно повёл он себя по отношению к собравшимся, особенно к выступавшим до него. Этот ораторский приём – «нечего критиковать, а сам сделай» – не слишком конструктивен, он скорее затыкает рот, чем призывает к диалогу. Разумеется, писатели, которые с болью говорили о проблемах села, не смогли бы возглавить Министерство сельского хозяйство – это и ежу понятно. Но это ж не значит, что они об этих бедах не должны говорить!

А вот с другим тезисом отца Леонтия я согласен на все сто! Человек ушёл с земли. И теперь требуется крепко подумать, как сделать так, чтобы на землю его вернуть.

Я и сам всё время говорю об этом: деньги, техника, всё остальное материальное – вторично; самое главное, чтобы человек загорелся идеей, пожелал чего-то достичь! Тогда ему любая задача по плечу.

Только кто ж пожелает вернуться на землю, коль на протяжении всего ХХ века в нашей стране только тем и занимались, что отучали человека крестьянствовать!

Впрочем, я отвлёкся, тоже ударился в сельскую тему, вместе с участниками заседания.

В конце концов, и отцу Кириллу предоставили слово. Он заговорил – и о книге, и о жизни нашей, и о бедах родного Отечества.

О том, что 70 процентов сельских храмов сейчас разрушается. А ведь храм – это сердце села, его общины. И если храм болеет, то это и признак, и причина болезни всего организма. О том, что разрушающийся храм показывает и представителям других языков и верований, что не всё благополучно в нашем Отечестве. О том, что на Украине отношение к церквам куда более бережное, чем в России. О деградации сельской школы говорил. О том, что нет доверия к властям у народа. О растлевающем воздействии на нравственность народа нашего телевидения и других СМИ…

Отец Кирилл считает, что в водку, которую поставляют нашему сельскому жителю, специально подмешивают что-то наркотическое, потому что ещё никогда на селе не процветало такое пьянство. Не знаю, может, и подмешивают. Но только я думаю чуть иначе. Раньше, когда село было более здоровым, в селе у каждого находилась работа. Сейчас работы нет, и возможности трудиться нет. Вот он – основной наркотик!

И ещё высказался отец Кирилл вот о чём. Он напомнил, какие миллиардные долларовые долги мы списываем другим странам. А направили бы эти деньги на сельские храмы, да на сельские школы – вот это польза была бы государству!

…Наверное, размышления-рассуждения о вечере получились немного сумбурными. Ну уж что есть. Ведь и в самом деле, и во внутренних делах церкви не шибко разбираюсь, ни в сельском хозяйстве… А душа болит!