ЧТО ТАМ, ЗА ПОРОГОМ?..

КАК ОТВЕТИМ ЗА ЖИЗНЬ ЗЕМНУЮ?

Давно меня настолько не цеплял фильм своей философской составляющей, как тот, о котором сейчас скажу несколько слов. Это «Небесный суд» Алёны Званцевой. Я посмотрел его дважды, и постоянно ловил себя на том, что отвлекаюсь от сюжета, задумываясь над поднимаемыми в фильме вопросами.

Сюжет банален – его уже множество раз обыгрывали драматурги на сцене и в кино. Но с другой стороны, сюжетов вообще в природе не так много – мастерство создания картины состоит не в том, ЧТО показать, а КАК это сделать. В данном случае – удача!

Так вот, сюжет. Человек умирает, и попадает на суд, который и определяет его дальнейшую судьбу уже в потустороннем мире. У него есть прокурор и адвокат, а на процессе – судья и присяжные… Все они – тоже люди, только умершие раньше, их просто назначают на эти должности. И вот волею сценариста получается, что на процессе, который является центральным в фильме, прокурором выступает  бывший муж женщины, к которой буквально накануне посватался подсудимый.

Прокурор по-прежнему любит свою оставшуюся на земле жену, и вполне естественно ревнует её. Но ведь и счастья ей земного тоже желает! И как это совместить? Вот и мечется он, вернее, душа его! Он идёт даже на должностное нарушение ради… А ради чего? Ради любви к женщине, которую может увидеть только на экране, и которая его самого может увидеть только во сне. И что за мука для этой уже бестелесной сущности, бывшего человека, видеть свою любимую в объятиях другого, и, являясь к ней во снах, понимать тщету таких визитов – они лишь продлевают агонию чувств.

Вопросы, о которых задумываешься, возникают едва не с самого начала кинокартины.

Почему дальнейшую судьбу человека определяют по последнему поступку его на земле? Ведь он мог всю жизнь прожить праведником или мерзавцем, и его последнее деяние может не соответствовать всей его предыдущей деятельности. Но ведь и в самом деле мы знаем, что традиция утверждает, что если человек, каким бы грешником ни был, если успевает принять святое причастие, непременно попадает в рай. Справедливо ли это?.. Если человек умирает насильственной смертью, и уж тем более от рук неверного, то опять же оказывается в раю. Всегда ли это справедливо с точки зрения земной морали?.. Разве не повод подумать?

В фильме показано, что ТАМ сущности, оставшиеся от человека (как высказывается адвокат, «предлагаю считать нас другой формой жизни»), живут воспоминаниями о жизни земной. Не случайно же автор фильма показывает всё происходящее во вполне земном интерьере – только всё вокруг имеет чуть синеватый оттенок, равно как и лица всех персонажей потустороннего мира.

Так вот, я уверен… Мы изначально принимаем предложенные авторами правила и исходим из того, что ТАМ нас ждёт нечто подобное показанному. Итак, я уверен, что человек, утратив телесную оболочку, перестаёт быть человеком в нашем понимании этого слова. Человек есть совокупность души и тела. Освобождённая душа, утратив телесные функции и обретя новые, быть может, и станет заботиться о ком-то оставшемся на земле, но восприятие его станет ослабевать, вытесняемое новыми возможностями. В конце концов, у земного человека в распоряжении кусочек земной действительности, а у души – Вселенная!

Но с другой стороны… С другой стороны, фильм ведь как раз и рассказывает нам о человеке (имею в виду прокурора), который не смог оторваться  от земного. По сути, судя своего соперника по земной любви, прокурор судит себя, разбирается в себе, занимается самокопанием. Именно он центральная фигура фильма!

Центральная, но не единство яркая! Здесь все исполнители хороши! Ансамбль подобран – заглядение! Александр Хабенский – прокурор, Михаил Пореченков – адвокат… За сновидения отвечает Ингиборга Дапкунайте. Никита Зверев замечательно играет подсудимого – он и трусит, и старается это скрыть, и хорохорится, а сам уже сдался… Замечательно играет свою роль Олег Мазуров – он в кадре появляется только раза три, зато впечатление оставляет незабываемое; он играет «купидона», который возжигает в людях любовь…

К слову, это тоже тема для раздумий. Если «купидон» стреляет с двух рук одновременно, до люди влюбляются друг в друга, если же по одному выстрелу, то любовь остаётся безответной. И герой бросает в зал, что, мол, в большинстве семей один супруг любит, а второй просто тянет семейную лямку…

Потусторонние сущности могут общаться с живыми людьми. Для этого можно ему присниться, и у Морфеи (Дапкунайте) имеются прекрасные каталоги интерьеров, в которых можно явиться  живым. Или же можно воспользоваться телом живого человека, в которое вселяешься для визита в мир живых. Тут как всегда неподражаем Дмитрий Марьямов – на мой взгляд, замечательный актёр, который как-то мало снимается, и мало в его фильмографии по-настоящему достойных ролей. (Я его запомнил с «Лягушонка» в «Львиной доле»). А ещё живых людей могут привлекать в качестве свидетелей на тот свет во время сна. В общем, контакты мира живых и мира ушедших довольно активные.

Хотя всё это, повторюсь, служит одной цели – разобраться в душе человека, в его сущности, в том, насколько раз совершённый поступок может отозваться каждому впоследствии. Да-да, речь именно об ответственности человека за прегрешения, большие или мелкие, не так важно, главное, что они причинили горе кому-то! И за это придётся отвечать.

Причём, создатели фильма сумели показать вот что. Отвечать придётся не только тому, что совершил подлость по отношению ко мне лично, любимому и замечательному! Отвечать придётся и мне самому, за боль, которую я причинил кому-то. Вот это осознание на мой взгляд и является самой большой удачей авторов.

…Да что там!.. Хороший фильм. Заставляет думать, думать… Анализировать. Проецировать ситуацию на себя.

Создателям – пять с плюсом!