«ЗОЛОТОЕ ПЕРО РУСИ»:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС ЛЮДЕЙ НЕРАВНОДУШНЫХ

Николай СТАРОДЫМОВ

Начинать публикацию с глубокомысленной сентенции о скоротечности бега времени – это моветон! Это непрофессионально! У редактора старой школы при виде такого начала рука тотчас тянется к карандашу, чтобы вымарать штамп, а у редактора продвинутого пальцы привычно тиснут соответствующие кнопки на «клаве», чтобы удалить крамольный фрагмент без возможности восстановления.

Но куда ж деваться, коль оно и в самом деле столь скоротечно, что не успеваешь считать года! В данном случае речь идёт о том, что Международному литературному конкурсу «Золотое перо Руси» уже десять лет. Десятого числа десятого месяца десятого года исполнилось десять лет! Юбилей!

Не верится.

Ан так оно и есть. Десять лет уже «Золотое перо Руси» отыскивает по всему миру писателей, которые создают свои произведения на русском языке. И вручает им приз – крохотное золотое или серебряное пёрышко, которое носится на лацкане пиджака. Поскольку у учредителей конкурса нет за душой золотых и серебряных копей, эти значки – единственное, чем они могут отметить подлинные таланты.

Теперь от банальности – к парадоксу.

Собственно тот самый отмеченный выше факт отсутствия у организаторов конкурса стабильных источников для пополнения лауреатской казны давал повод скептикам утверждать, что конкурс не выживет. Что едва родившись, он почиет в бозе. И уж подавно – что без мощного материального стимулирования авторы не станут связываться с участием в конкурсе…

Да мало ли что ещё прогнозировали эти горе-оракулы! Скажем только, что даже таких кликуш находилось не много – конкурс настолько никто не принимал всерьёз, что даже критиковать его не считали нужным! На что уж оптимист по жизни поэт Владимир Бояринов (первый заместитель Председателя Исполкома Международного сообщества писательских союзов) – а и он сегодня признаётся, что поначалу не больно-то верил, что данный конкурс – всерьёз и надолго.

Иное дело – теперь. Теперь уже по «Золотому перу» не считают для себя зазорным пройтись современные критиканы от литературы ­– эти золотари творческой нивы.

Вот в чём и парадокс! И средств у организаторов конкурса нет, и официальной поддержки тоже – а «Золотое перо Руси» не тускнеет, и число авторов у него уже идёт на тысячи, на суд жюри с каждым годом представляется работ всё больше – десятки тысяч!.. А уж кому повезло, кого отметили устроители этого литературного пиршества заветным знаком, тот носит своё пёрышко с гордостью.

Я не случайно заговорил о золотарях-критиканах. В период, когда этой осенью организаторы конкурса обнародовали список награждённых, в Интернете появилось некоторое количество публикаций, с разной степенью накала язвительности поминавшие недоброжелательным словом «Золотое перо Руси». Не называю их специально: кому охота поковыряться в кучках навоза, легко найдёт их, я же со своей стороны рекламу создавать этим бумаго(интернето)маракам  не собираюсь. А вот доброе слово о конкурсе скажу.

Итак, Международный литературный конкурс «Золотое перо Руси».

В настоящее время стать писателем легко и просто. Компьютер позволяет без особых проблем настучать любой текст. Отсутствие цензуры (как официальной, так и внутренней) снимает какие-либо ограничения в возможности донести свою писанину до читателей. Наличие денег позволяет  не только выпустить книгу любого содержания, но и разрекламировать (пропиарить) её, обеспечив распространение. Добавим возможность нанять «литературных рабов» – это обеспечивает возможность самому бесталанному человеку выпустить под своим именем вполне добротный текст… Как с горечью подметил Владимир Гусев, председатель Правления Московской городской организации Союза писателей России, нынче в Интернете все писатели идут через запятую – и великие, и графоманы.

Книжный рынок поставлен сейчас полностью на самоокупаемость. При этом в издательском мире сложилась ситуация, когда ценовую политику определяет корпоративный сговор. В результате книжные «развалы» полны по большей части литературой из разряда «прочитал – выбросил». Чем легковеснее книга, тем легче у неё путь к печатному станку. Произведения более серьёзного жанра издать значительно труднее.

В этих условиях и получается, что все приоритеты оказываются на стороне легковесного чтива пустопорожнего жанра. Более того, нетрудно заметить, что на наших глазах планка литературного уровня этих произведений неуклонно сползает вниз.

И это – не пустые слова! В одной из язвительно-критических публикаций, нацеленной в адрес «Золотого пера», автор упоминает и моё имя, охарактеризовав пренебрежительно «детективщиком». Что тут скажешь? Тот автор-критикан прав лишь в малой степени. Полтора десятилетия назад я и в самом деле опубликовал несколько произведений, которые принято называть «детективами», хотя на самом деле относятся к жанру приключенческому (я их называю «пиф-паф»). Более того, у меня в голове и сейчас имеется несколько занимательных сюжетов для произведений подобного рода…

Но только уже давно я перестал заниматься данным видом литературы. Мне это попросту неинтересно. Когда тебе в издательстве возвращают рукопись со словами «трупов маловато» или «слишком умно пишете» – мне не захотелось ни трупов добавлять, ни «умности» убавлять.

Данный фрагмент текста приведён вовсе не для того, чтобы показать, насколько я человеколюбивый и умный – вовсе нет. Просто он показывает отношение издательств к уровню рукописей: побольше крови и поменьше напряжения для мозгов.

Именно в этих условиях возрастает необходимость литературных конкурсов, которые призваны поощрять  авторов хороших, качественных произведений. В самом деле, захлестнувшему нас чтиву (жвачке для ума) конкурсы не нужны. Да и нечего там особо оценивать. Задача у него иная – выкачать у «пипла» «бабки». И всё. При этом издательство забирает себе львиную долю добычи, роняет автору смехотворный гонорар, после чего считается, что книга свою миссию выполнила.

Конкурсы ставят перед собой иную цель. Они призваны не дать окончательно перевести литературу на коммерческие рельсы, поддержать настоящих авторов, которые стремятся помочь читателю окончательно не разучиться думать над книгой, которые лелеют угасающие язычки пламени подлинного творчества, а не подменяющего его «голосования рублём». Знаменитый конкурс им. С. Михалкова «Облака», а также им. А. Грибоедова, А. Чехова, В. Карпова, некоторые другие выполняют эту задачу. И «Золотое перо Руси» – вместе с ними.

Критики конкурса ставят ему в укор, что вместе со значком лауреату не вручается конверт с дензнаками. Что и говорить, конкурсанту это тоже было бы приятно. Однако нынче это – очень распространённая вещь. Лично я имею несколько лауреатских дипломов, но денежного дополнения к ним не получал уже очень давно. Вспомним, что организаторы конкурса не принадлежат к клану меценатов-олигархов.

Вообще Международный конкурс «Золотое перо Руси» – детище двух энтузиастов: Александра Бухарова и Светланы Савицкой. Сразу оговоримся, что данный конкретный Александр Бухаров не имеет никакого отношения к футболу, а Светлана Савицкая – к космосу. Тут имеет место просто совпадение имён.

Так вот, и Александра, и Светлану к числу нуворишей никак не причислишь. Каждый раз, чтобы провести награждение победителей, они обивают множество порогов, чтобы наскрести хоть какие-то средства – на значки, на призы, на оплату сайта, на аренду зала… Правда, Александр оптимистично поделился со мной: мол, нет худа без добра – зато мы ни от кого не зависим, сами определяем политику конкурса. Что ж, в этом есть резон, конечно. Но я-то знаю, насколько непросто даётся им эта самая независимая политика!.. Опять же, хорошо зная обоих, не сомневаюсь, что, имей они таковую возможность, вручили бы конвертики, не пожмотились бы!

Критиканы укоряют-подначивают их: мол, нескромно как – вручать конкурсантам дипломы имени себя же!.. Позвольте, братцы: а почему бы и нет?!. Если человек (в данном случае Александр Бухаров и Светлана Савицкая) учредил конкурс, жюри которого определяет победителей, то кто же может осуждать учредителя за то, что он своей волей отмечает автора, произведение которого лично ему, организатору, понравилось! Это его неотъемлемое право, в конце концов!

Чтобы защитить Александра и Светлану от несправедливости, хочу обратить внимание «литературных золотарей» на такое обстоятельство. Когда проходит церемония награждения победителей конкурса, в рамках мероприятия обязательно проводится вручение призов от неких лиц и структур, которые не состоят в числе учредителей его. Это нормальная практика. Некое лицо (юридическое или физическое – неважно) не имеет возможности проводить свой литконкурс, вот и вносит посильную лепту в мероприятие, организованное другими. И тогда во всеуслышание объявляется, что данный приз присудил такой-то имярек за некое произведение… Так почему же не могут так же поступить и организаторы?..

К слову о дополнительных призах и номинациях. Едва ли не с самого первого дня существования конкурса одним из основных спонсоров его является депутат Государственной думы Дмитрий Саблин. Призы Дмитрия Вадимовича традиционно вручаются авторам, представившим на конкурс произведения патриотической и военной направленности.

И людей неравнодушных, которые оказывают конкурсу реальную помощь, с каждым годом становится всё больше. Это отнюдь не значит, что они осаждают «Золотое перо Руси» просьбами принять от них вспомоществование. Найти таких людей,  убедить их раскошелиться на благое дело… Впрочем, эта мысль и без того очевидна, чтобы её разжёвывать.

«Слишком много награждаемых, – высказалась одна присутствовавшая в зале дама. – Надо бы поменьше, не более десяти».

Помилуйте! Сколько у нас общенациональных литературных конкурсов? По пальцам пересчитать. Ну как тут можно вести речь о том, что какой-то из них много награждает! Слов нет, искусственно гнаться за «охватом» – это не дело. Но ведь искусственно сдерживать его – тоже неправильно. Люди ведь сами присылают на конкурс произведения. Они не ждут от него денег. Так как же можно вести речь о том, что «слишком много награждаемых»!

…Нет, право же, здорово, что есть у нас «Золотое перо Руси». Благодаря ему многие люди из самых отдалённых уголков страны, а также из-за границы, могут поместить свои произведения в единый банк данных, и быть уверенными, что их прочитают.

Был бы у «Золотого пера» свой издательских дом, быть может, стали бы публиковаться произведения-победители конкурса. И тогда…

И тогда встал бы вопрос о коммерческой составляющей проекта. И кто его знает, как бы в этом случае повернулся вопрос.

Но этого пока нет. Есть просто конкурс. Без денежного поощрения победителей. И тем не менее, такой востребованный.

И спасибо его организаторам!

(2010 год)