О ДЕСАНТЕ, 6-Й РОТЕ И УСЫНОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ

Довелось недавно мне побывать на одном ветеранском мероприятии – вторая половина февраля такими встречами особенно изобилует. Люди выступали, говорили – кто стройнее, кто искреннее, ну а кто вообще ни о чём.

И вот место у микрофона предоставили одному из ветеранов. Называть его не стану, потому что человек говорил от души, и не его вина, что не мастер выступать. В своё время он служил в Воздушно-десантных войсках, и его выступление (чрезвычайно затянутое, следует особо подчеркнуть) в значительной степени касалось именно ВДВ.

В частности, выступавший отметил, что ключевую роль в том, что Сталинград в 42-м удалось отстоять, сыграли именно воины-десантники. И когда летом 43-го под Курском требовалось в оборонительных боях перемолоть ударные группировки гитлеровцев, на самых тяжёлых участках фронта насмерть стояли также десантники… Мероприятие, о котором идёт речь, посвящалось событиям в Чечне, однако и примеры подвигов воинов ВДВ времён Великой Отечественной нашли понимание в зале.

С болью рассказал выступавший о том, что в Первую Чеченскую кампанию в возглавляемом им подразделении погибло несколько солдат. Право, я искренне сопереживал офицеру, который поделился с нами своими душевными переживаниями по поводу этих смертей. Уже много лет он анализирует, всё ли сделал как командир, чтобы те парни вернулись домой живыми, а не «двухсотыми». И не выписывает себе индульгенции.

А я сидел в зале и думал вот о чём.

Командир выполнял приказ вышестоящего руководства. И в его подразделении погибло несколько военнослужащих. Командир уже много лет корит себя за те смерти. Но только ведь нужно принять во внимание самое главное: подразделение выполняло боевую задачу, и тут вероятность гибели человека чрезвычайно велика.

Ну а если взглянуть на те события с другого шестка? Общеизвестно же, что в конце 94-го на штурм Грозного бросили войска, сформированные по принципу «с бору по сосенке», что подразделения не прошли даже боевого слаживания, что командиры не знали толком своих подчинённых, а солдаты, в свою очередь, лишь накануне боёв увидели командиров… И те главковерхи, которые принимали такие решения – вот от них-то я не слыхал ни слов раскаяния за содеянное, ни хотя бы сомнений в том, что они поступили в той обстановке правильно.

Вот и получается: командир, у которого погибли несколько подчинённых, многие годы переживает о том, что не уберёг ребят. А командир, отправивший в непродуманную авантюру тысячи и тысячи заложников собственных амбиций, о том не тужит.

Ну а вот дальнейшее выступление оратора вызвало у меня уже острое несогласие.

Рассуждая о гибели на войне, он высказал мысль, что бесполезных смертей не бывает, что каждая смерть в конечном итоге становится вкладом в общую победу. На мой взгляд, весьма сомнительный посыл.

Есть такой избитый киношный штамп. Один солдат говорит другому о том, что кто-то глупо погиб. Второй отвечает: А разве бывает умная смерть? И первый соглашается… Так вот, моя точка зрения состоит в следующем: умных смертей и в самом деле не бывает; зато глупых – сколько угодно! Любой побывавший на войне вам об этом скажет!

Равно как и сколько угодно смертей бесполезных – прости меня, читатель за эти циничные слова. Более того: всякая гибель солдата, подпадающая под категорию «бесполезных», имеет и крайне негативный побочный эффект – она угнетающе действует на моральное состояние остальных военнослужащих!

Когда два подразделения федеральных сил, не разобравшись, начали расстреливать друг друга в той же Чечне – какую лепту внесли они в «общую победу»?.. Можно бы сказать «поупражнялись в стрельбе», если бы это не выглядело кощунственно по отношению к павшим.

Мне от души жаль солдата или офицера, погибшего ни за понюшку табака. И близких его от души жаль, даже втройне!.. Сам он в том повинен, или нет – неважно. Но таких случаев на войне – не счесть. Так вот, будь их меньше – вот это и стало бы вкладом в конечную победу.

Но вернёмся к выступлению оратора, о котором шла речь.

Говоря о гибели 6-й роты псковских десантников, он сказал, что если бы не они, России в нынешних границах уже не существовало бы. Более того, дважды приведя эту мысль, оратор подчеркнул, что это слова нашего Президента.

Что тут скажешь? Я этих слов не слышал и не читал ничего подобного, однако допускаю, что просто упустил их. И всё же позволю себе не согласиться со столь безапелляционным утверждением. Подвиг военнослужащих шестой роты состоит в том, что они ценой своей гибели спасли много жизней других людей – потому что армада сепаратистов шла именно убивать. Но насчёт целостности, насчёт конфигурации границ, тут, по-моему, всё же перехлёст.

Ну а дальше оратор перекинул мосток к следующей мысли.

- Россию от распада мы спасли, – сказал он. – Теперь бы спасти от разложения!..

Как первостатейную угрозу стране в этом вопросе он назвал коррупцию. И тут трудно с ним не согласиться. Но дальше!.. По словам выступавшего, без десантников с этой задачей – борьбой с коррупцией – власти не справятся.

Без комментариев.

Но и это ещё не всё.

Выступавший призвал всех собравшихся прийти на митинг против усыновления российских детей за границу. Потому что ни одна уважающая себя страна не позволит вывозить свой генофонд за рубеж. И вновь заверил, что во главе колонны демонстрантов пойдут десантники.

Вообще проблема усыновления детей за границу очень сложна сама по себе. На этой площадке сталкиваются самые разные точки зрения. Вот лишь несколько тезисов, которые я слышал по этому вопросу.

Детские дома в России (привожу самую мягкую формулировку) в своём большинстве не отвечают стандартам наиболее развитых государств. Семья, пусть даже приёмная, в абсолютном большинстве случаев для ребёнка лучше, чем детский дом. Из десятков тысяч  детей, которых вывезли в ту же Америку, известно только о нескольких случаях насилия по отношению к ним, остальные живут весьма неплохо. Ребёнок, вывезенный из России, которая переживает сейчас не лучшие времена, и попавший в хорошую семью в Америке, навсегда потерян для страны.

Какое из приведённых в предыдущем абзаце высказываний абсолютно неверно? Наверное, нет таких – в каждом содержится доля истины. Но в таком случае, на митинге ли решать подобные сложнейшие вопросы?.. Не знаю, не уверен.

…Зачем человек выходит к микрофону? Чтобы поделиться с собравшимися своими мыслями. И в этом случае говорить о том, что кто-то прав или неправ в своей речи, в корне неверно. Человек так считает – значит, и такая правда имеет право на существование. Однако и другим принадлежит право на то, чтобы высказать по затронутым вопросам свою точку зрения.

Что я и делаю.

Первое.

На разных мероприятиях доводилось мне слышать в выступлениях ветеранов, что войну выиграла пехота, танковые войска, партизаны, народное ополчение, тыл, ленд-лиз… Теперь вот выяснилось, что не всю войну, а в двух величайших сражениях Великой Отечественной едва ли не ключевую роль сыграли десантники… Ладно, 2 августа такое заявление ещё куда ни шло, но тут… Победа в Великой Отечественной войне одержана титаническим напряжением сил всего народа – более того, у меня такое ощущение, что наш этнос просто надорвался от этого сверхусилия. Ну как тут вычленять кого-то или что-то?..

Второе.

Вечная память воинам 6-й парашютно-десантной роты! Они спасли от смерти много людей – отдав за это свои жизни. Просто невозможно преувеличить их подвиг… И всё же говорить, что именно на той безымянной высоте решалась судьба целостности России… Этот вопрос решался всюду, где сталкивались солдаты федеральных сил и отряды сепаратистов; сталкивались все эти годы, и продолжают сталкиваться по сей день. Все вместе солдаты России бились и бьются за нерушимость её границ. Только так должен стоять вопрос!

Ну и третье.

Запретить что-то легко. Куда труднее создать условия, при которых отпадёт сама необходимость такого запрета. Лучше ли станет российским малолетним гражданам в детских домах от того, что иностранцам запретят их усыновлять? Не знаю, не уверен. Я бы хотел увидеть не кипение митинговых страстей, а взвешенные данные объективного исследования: сколько детей вывезено за рубеж по программе усыновления, сколько из них проживает в благополучных семьях, а сколько в варварских условиях, сколько подвергались насилию, какие наказание понесли истязатели, и сколько таковых… Не мешало бы узнать, как в этом вопросе дела обстоят в других странах… Короче говоря, анализ! А проскандировать «Мы против!» и потом с чувством выполненного долга отправиться по домам… Это правильнее?.. Если бы каждый пришедший на митинг против вывоза детей взял из детдома на воспитание хотя бы одного ребёнка – вот тут бы я им поверил. Или взяли бы всем митингом шефство над подобным учреждением, только расположенным не в Москве, где настолько комфортно тусоваться перед телекамерами, а где-то в российской глубинке – и тут я бы проникся. Но скандировать «Не отдавать!», не предлагая ничего взамен… Вновь повторюсь: не знаю, не уверен, что это правильно… Тут крепко подумать нужно, прежде чем принимать решение.

С другой стороны, система наших детских домов нуждается в коренном реформировании. И о том, насколько трудно идёт процесс усыновления детей внутри России, много говорится… Слишком сложна проблема, её не заскандируешь, её решать нужно в комплексе!

…Вот такие мысли вызвало у меня выступление одного оратора на одном мероприятии. Кого именно – не суть важно. Главное, что он озвучил мысли, по поводу которых образовались мысли встречные.

По-моему, это немало.