МЕЧТА ПОЭТА  - БЫТЬ УСЛЫШАННЫМ

Вообще-то я на подобные мероприятия не ходок. Это не принцип какой-то. Просто я для поэзии – человек слишком приземлённый. Когда в течение двух, а то и более часов люди выходят и читают свои стихи… В общем, не моё это!

Я не знаю, есть ли на белом свете люди, которые садятся и читают стихи неведомых ему авторов. Не по долгу службы, не за зарплату, не потому что по тем или иным обстоятельствам требуется – а просто из внутренней потребности. Наверное, есть, во всяком случае, общение в том мире, в котором волею судеб мне сегодня посчастливилось вращаться, даёт все основания полагать, что это так.

Только если мне доводится читать поэзию – говорю откровенно: не по внутренней потребности, а исключительно по служебной надобности – я могу её воспринимать только глазами, написанную. Когда стихи читают, слишком много зависит от умения декламатора (в данном случае – автора) подать своё творчество аудитории. Ну а если у микрофона оказывается юная прелестная девушка, ей и неумение читать прощается автоматически.

Так вот, вечером 13 февраля мне довелось присутствовать в Малом зале Центрального дома литераторов, где проходила презентация очередного номера «Альманаха поэзии». Причём, не просто очередного! Как оказалось, «Альманаху поэзии» исполнилось ровно десять лет! Первый настоящий юбилей издания.

В фойе, как обычно встречалось много старых знакомых.

Там же желающие могли стать обладателем поэтических сборников.

…Немного отвлекусь.

Сам я человек утренний и не тусовочный. Вечером после работы мне хочется покоя и отдыха, и вовсе неохота куда-то ещё направлять свои стопы. В этом смысле мне ближе провинциальное бытие, где после девяти вечера жизнь замирает до утра.

Москва сама по себе требует иного ритма жизни. Ко мне приезжал родственник с Украины, так его просто поразил факт, что в поездах метро до ночи много народа. Когда я посещаю спектакли, вижу театральную публику, которая на ночь глядя толкётся у дверей дворцов Мельпомены, Талии или Терпсихоры в ожидании лишнего билетика. Когда я слышу о том, что в столице толпы людей в Ночь музеев отправляются полюбоваться произведениями живописи – я испытываю к этим людям искреннее уважение.

Или вот поэты… Человек, не приобщившийся к этой сфере, даже не представляет себе, сколько в столице проходит поэтических вечеров! И люди собираются на них, читают сами, и слушают других…

Вы знаете, друзья мои, они по-своему счастливые люди – поэты. Хорошо они умеют слагать стихи или не умеют вообще – это вторично. Но каждый из них живёт в своём мире, и каждый являет собой целый мир, в котором обитает множество образов, рифм, ритмов, всевозможных словесных конструкций, недоступных простому люду и даже прозаикам… А вместе они являются обитателями общего мира Поэзии, в котором действуют очень непростые законы, и в котором, несмотря ни на что, все причастные являют собой членов единой семьи.

Но они и несчастные люди – поэты! Каждый из них слишком самоуглублён в своё творчество, в свой мир, чтобы в полной мере оценивать творчество ближнего своего. Каждому очень хочется донести своё внутреннее богатство до окружающих, однако границы его мировосприятия, как правило, имеют свойство диэлектрика и  пропускают ток только в одном направлении, наружу, но не извне. Каждый поэт хочет быть услышанным собратьями по творческому эгрегору, и в то же время далеко не каждый способен услышать такого собрата сам.

Я сидел в зале и наблюдал за вечером отстранённо.

Один за другим выходили поэты, читали (кто лучше, кто хуже) свои произведения (когда вызывающие интерес, а когда не цеплявшие ни душу, ни даже слуховой нерв)… В аудитории в это время… Нет, конечно, кто-то слушал, и кто-то даже искренне. Но далеко не все.

Кто-то готовился сам выступать, и шевелил губами, проговаривая текст. Кто-то встретил знакомого (знакомую) и общался на темы, далёкие от поэзии. На «галёрке» несколько поднявшихся из буфета литераторов громко и не особо заботясь подбором слов, обсуждали выступления коллег, явно отдавая предпочтения молодым девушкам, но обсуждая в первую очередь их стати, а не выплеснувшийся в стихотворные строки внутренний мир… Ну а по мере того, как поэты выступали, редела и аудитория – многие, осчастливив собравшихся своими произведениями, считали миссию выполненной и величественно удалялись.

Да, я человек не поэтический, прозаически-приземлённый. Однако не могу относиться к поэтам, к поэтическому миру, к поэтической, если хотите, тусовке, без искреннего уважения. Мне не дано писать стихи. И тем больше уважаю людей, которым этот талант даден!

Ну а теперь вернёмся на вечер.

Вели его президент Академии поэзии Валентин Устинов (справа) и главный редактор альманаха Валерий Иванов.

На мероприятии присутствовали и читали свои произведения многие поэты. Однако у подобных вечеров нередко прослеживается одна общая негативная закономерность. Поскольку собираются все свои, ведущий не всегда считает нужным представлять очередного выступающего, или же делает это скороговоркой, так, что человеку постороннему уловить фамилию не всегда возможно. Когда я раньше готовил материалы для публикации в журнале или в газете, ждал окончания и брал у ведущего план…

Потому я сейчас назову только тех, кого из выступавших я знаю, или фамилии которых прозвучали отчётливо.

Итак: Владимир Бояринов, Владимир Силкин, Николай Филин, Куприянов, Анна Пучковская (она нам даже спела свою песню, аккомпанируя себе на рояле), Валерий Латынин, Инна Парфёнова, Андрей Сорокин, Марианна Буркова и другие.

Отдельно хочу сказать несколько слов о выступлении Марселя Салимова – писателя-сатирика из Башкортостана. Прежде всего потому, что он говорил, как всегда, с юмором, вызывая у собравшихся всплески смеха. А во-вторых, он один из очень немногих не забыл сказать добрые слова в адрес других людей: поблагодарил своих переводчиков Николая Переяслова и Ивана Тертычного,  представил присутствовавшего на вечере болгарского сатирика Веселина Георгиева…

Что ещё добавить? Выход очередного номера альманаха – всегда событие. А уж если он юбилейный – тем паче! Поздравляю поэтов России с этим событием!

Николай СТАРОДЫМОВ